издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Неостывающий азарт

  • Автор: Леонид БЕСПРОЗВАННЫЙ, г. Ангарск

Как дети не выбирают родителей, так и город не выбирает, кем ему быть построенным. Кто построил, тот и построил. Ангарск — такова история – построили заключённые. Это давно уже известно всем, хотя всякого рода версии, соображения и доводы на этот счёт до сих пор бродят по свету.

Юрий Братющенко, петербургский учёный-историк, написал уже третью книгу о том, как рождался город в междуречье Китоя и Ангары. У него десятки книг, сотни опубликованных журнальных статей, в его библиографии значатся 518 документов, среди них 165 книг и серьёзных журнальных публикаций. Море! Но эта тема присутствует в сфере его научно-исторических интересов. К тому же Юрий Братющенко – бывший ангарчанин. Более того, некоторое время он работал в системе Китойского исправительно-трудового лагеря. То есть он знает, о чём пишет. Но как историк он опирается не на личные воспоминания и даже не на записи, сделанные в разные годы. Он ссылается на множество документов, на многочисленные публикации, на архивные данные. Его книга, разумеется, не беллетристика, но исследование, в фундаменте которого лежат совершенно достоверные сведения.

«Лагерное начало истории города не украшает его, но и не унижает, — считает Ю. Братющенко. – Надо вспомнить, что такой удел был у многих городов СССР».

Называется эта книга «К истории Ангарска (Очерки о Китойском ИТЛ)». Издана она в Санкт-Петербурге в 2007 году. Но, скорее всего, интересна прежде всего сибирякам, ангарчанам – и старожилам, и новым поколениям, жаждущим заглянуть в колодец истории.

На четырёхстах страницах этого издания речь идёт о Китойском исправительно-трудовом лагере. И одновременно об истории строительства города Ангар-ска, создании его индустрии, жилого фонда, учреждений культуры, просвещения, спортивных сооружений и т.д. Так уж сложилось, что история Китойского ИТЛ – это история Ангарска, и наоборот. Это неразрывно и неразъединимо.

Книга о Китойлаге, считает автор, — «документ, источник для истории зарождения города». Архивные свидетельства, положенные в основу этого труда, собирались и изучались не один год. В примечаниях — 707 ссылок на документальные источники.

Это, ясное дело, не весёлое, не развлекательное чтение. Тут можно получить ожоги и душевные травмы, наткнуться на боль, содрогнуться. Не забудем, что это первые послевоенные годы, когда вся страна жила напряжённо-трудно, мучительно залечивала раны Великой Отечественной. Что ж говорить о лагерях. Там ко всему добавлялись свои жгучие закорюки. Побеги, вражда группировок, борьба за власть на уголовном олимпе, убийства, невыходы на работу, с другой стороны – дефицит фронта работ, амнистии и нехватка рабочей силы, акты неповиновения и бунтов, преступные сговоры уголовников и охраны, дефицит жилья и питания… Обо всём поведано в книге – без утайки, с обилием фактов, цифр, свидетельств. А сквозь всё это, сквозь эту чёрную громаду – силуэты растущих ввысь промышленных корпусов, города, пленяющего своей молодостью, новизной. И, как это ни банально, труд, выпрямляющий человека, пробуждающий в нём лучшие чувства и высокие порывы. А.И. Солженицын, пройдя такие же галеры, написал об этом по-своему: «Оказывается, такова природа человека, что иногда даже горькая, проклятая работа делается ни с того ни с сего с каким-то непонятным лихим азартом. Проработав два года и сам руками, я на себе испытал это странное свойство: вдруг увлечься работой самой по себе, независимо от того, что она рабская и ничего тебе не обещает».

В книге много фотографий. Они не отличаются техническим совершенством. Фото любительские, из домашних архивов. Но сердце ангарчанина не может не забиться учащённо при виде этих нечётких, некондиционных кадров. Первые полуземлянки, лица за колючей проволокой, строительство 1-го квартала, первое управление строительства – приземистый деревянный домишко, зона, нары. Ну и первые очертания будущего новограда. А под снимками нефтехимического индустриального пейзажа и Дворца культуры нефтехимиков подпись: «Ангарские памятники перво-строителям». Звучит!

Книга обильно населена и людьми, человеческими судьбами. Скажем, очень крупно, объёмно подан генерал Семён Николаевич Бурдаков, руководивший и Китойлагом, и Ангарским управлением строительства. Человек недюжинных талантов, непререкаемого авторитета, непоказного мужества, высококлассный специалист и организатор суперкласса. Заключённые враждовали со многими из лагерного руководства, но Бурдакова при всех обстоятельствах звали «Батя». В книге приводятся строки Галины Филипповны Петровой: «Он никого не боялся, ходил по всем объектам без охраны. Его все уважали. Интересно, почему первую улицу в Ангарске назвали улицей Карла Маркса? Это должна быть улица в честь Бурдакова. Он в такое трудное время работал, столько сделал». Старожилы помнят, что в самое первое время главный проспект Ангарска носил имя Сталина. И с этим именем, ясное дело, конкурировать никто не мог, никакой первостроитель и никакой генерал. Рассказывают, что на волнах «оттепели» городская газета на свой страх и риск стала называть главную улицу Ангарска проспектом Маркса. И это, представьте, прижилось. В те годы такое было возможно. А улицы генерала Бурдакова нет в Ангарске до сих пор.

Юрий Братющенко мечтает продолжить эту работу, рассчитывая, что в связи с последними событиями, когда Ангарский электролизно-химический комбинат становится открытым пред-приятием, рассекретят документы, относящиеся к Ангарску, в архиве Минсредмаша (ныне Росатома), и тогда станет возможным полное освещение истории Ангарска середины прошлого века.

Коллега из Красноярского края пишет, что в школьную программу Красноярья введён предмет «История родного края». Благородный и дальновидный шаг. А не стоило бы, скажем, и в ангарских школах всерьёз изучать историю города? Один из учебников – вот он: книга Ю. Братющенко. Сто экземпляров этой книги имеется в отделе культуры Ангарского муниципального образования.

Юрий Братющенко уже более трёх десятилетий живёт и трудится в городе на Неве, но признаётся, что душой его до сих пор тянет в Сибирь. Он не однажды навещал родной край. И не просто навещал – работал в архивах, встречался с очевидцами минувших событий. Его труды воплотились в книгах. Помимо «Истории Китойлага», написал историко-библио-графический и краеведческий обзор «К истории Нижнеудинска». Это 380 комментированных и аннотированных источников о предмете обзора. Как известно, Нижнеудинску исполняется 360 лет.

В журнале «Земля Иркутская» публикуется его очерк «Тельма – памятник давно прошедшей жизни».

Близок к завершению давно задуманный труд об иркутском генерал-губернаторе С. Броневском «Семён Броневский. Из казачьих атаманов – в генерал-губернаторы, сенаторы».

Знакомясь с книгами Юрия Братющенко, физически ощущаешь мощную хватку автора – сноровку оседлать архив, выудить из него суть; глубокое погружение в тему и, как следствие, свободное владение материалом. Берёт в полон и крепкий слог, энергичный стиль повествования. И неостывающий азарт исследователя.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры