издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как же, Киев, не любить тебя?

  • Автор: Владимир КОЛОЖВАРИ, журналист

Киев — младенчество Руси. Лично для меня, ровесника минувшего века, он был и остаётся одним из самых дорогих и близких сердцу. В последнюю встречу со мной он предстал перед глазами исполненным тихой прелести ранней зимы, словно на акварели, когда все краски расплывчаты и нежны.

Киев вписан в окружающую его местность не так, как, к примеру, Цюрих, расположенный на берегу озера, или Рио-де-Жанейро, распластавшийся на побережье океана. У любимого моего города особая стать. Наверное, потому, что очень щедро он распорядился своей территорией, отдав почти половину садам, лесопаркам, тенистым аллеям. Подчас случается так, что под сенью вековых деревьев – дубов и буков – в нескольких минутах ходьбы от автобусной остановки можно встретить лисицу, барсука, не говоря уж о белках, почти ручных.

А киевские каштаны! Завезённые на украинскую землю более двухсот лет назад первым губернатором Малороссии Н.И. Раевским из страны моих предков – Венгрии, они придают Киеву особую прелесть. Вот я подхожу к величественному каштану на Крещатике, пережившему не одну и не две трагедии, пронёсшиеся над этим дивным городом, и мне сдаётся, что благородное дерево готово поделиться со мной чем-то сокровенным.

Или взять, к примеру, знаменитый киевский Майдан – площадь, возвеличенную монументальной аркой, под которой, по преданиям, короновали в седые времена киевских князей, а в наш суетливый век – президентов Украины. Неповторима округлость площади; станешь в центре Майдана, и тебе начнёт казаться, что ты ступил на то самое место, откуда есть-пошла земля по имени Русь. Если верить сохранившимся летописям и памятникам, то это так и есть: именно здесь исток младенчества Руси! А там припомнятся поистине судьбоносные события более близкой истории, в том числе и Переяславская Рада, вынесшая при Богдане Хмельницком вердикт – воссоединиться с Россией.

Я, посетивший множество городов мира, с уверенностью утверждаю: в Киеве окаменела архитектурная разностилевая красота, но не окаменело время. После разора и разрушений, принесённых Киеву фашистской оккупацией, город возродился, появились новые и новейшие его микрорайоны, но он сохранил исторические названия своих площадей и улиц. Как была его главная улица Крещатиком, так и осталась. Как были Ольгинская, Игоревская, Глебовская, Борисовская улицы, так и остались. Словно строки сказаний старины глубокой.

Да что там названия улиц! Судьбы многих дорогих всем восточным славянам (русским, украинцам, белорусам) деятелей литературы, живописи и музыки тоже связаны с Киевом. «Счастливейшие минуты своей жизни провёл я в просвещённой семье героя Отечественной войны 1812 года – князя, губернатора Малороссии Н.И. Раевского и его жены Софьи Алексеевны», – писал опальный Пушкин после пребывания в Киеве. А также в Екатеринославе и в Крыму. А роспись киевских храмов! Уникальная, как бесценные автографы, оставленные великими русскими живописцами Врубелем, Нестеровым, Васнецовым. А чуть пройти по центру города, и вот уже стоит на постаменте великий, всемирно известный Кобзарь – основоположник новой украинской литературы Тарас Шевченко. А ещё есть в Киеве его музей. Переступаю порог, не пряча волнения. Ещё бы! Ведь поэзия Тараса Григорьевича Шевченко была темой моего госэкзамена в институте имени Горького. Как давно это было – но строки его поэм, его стихов по-прежнему живы в моей душе.

Теперь мысленно касаюсь ещё одной, более близкой по времени зарубки своей памяти. В Киеве жил прекрасный, увы, опальный, не угодивший властям писатель – солдат Виктор Некрасов. В Киеве осталась, после того как Виктора Некрасова вынудили к эмиграции, его мама, Зинаида Николаевна. Меня с Некрасовым породнила война. Породнил Сталинград, проверивший и меня, и его на стойкость. Повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» была одной из первых правдивых книг о солдатском мужестве. Ну а мы оба были солдатами той войны: оба были комбатами, только один из нас служил в пехоте, другой – в связи. А Киев был для нас обоих самым любимым местом на земле. Наверное, там, на Волге, защищая Сталинград, мы мстили врагу и за его, Киева, страдания.

В одной из современных песен о городе, вознёсшемся над «хвилями Днiпра», рефреном звучит вопрос: «Як же тебе не любити, Кiеве мiй?» Иду по его уходящим в зиму, но прекрасным в любое время года улицам и бесконечно твержу эту строчку. Точно знаю: вернусь к себе, в Иркутск, но с Киевом не расстанется моё сердце.

Фото автора

Источник: http://glashataj.info/

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры