«Казарменные» страсти
Какая судьба ждёт уникальный памятник истории?
На недавней отчётно-выборной конференции Иркутского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры наряду с решением организационных вопросов очень бурно обсуждались проблемы агрессивного наступления «новостроя» на старинную архитектуру Иркутска. Делегаты конференции отмечали, что во властных структурах усилились мнения об исключении многих памятников Иркутска из государственного реестра и их сносе для освобождения земель под строительство новых «небоскрёбов».
И вот становятся явью планы сноса одного из зданий величественного комплекса построек военного ведомства России, так называемых Красных казарм по улице Пискунова в Иркутске. Памятник этот состоит на государственном учёте как выявленный объект культурного наследия и по закону находится под охраной.
Президиум Совета Иркутского регионального отделения ВООПИиК такой поворот событий встревожил, а итоги заседания реставрационного совета вызвали недоумение, так как служба по охране культурного наследия Иркутской области высказала позицию по поддержке планов вывода Красных казарм из реестра выявленных объектов культурного наследия и дальнейшего сноса.
На днях «воопиковцы» собрались на внеочередное заседание своего президиума прямо под стенами казарм, чтобы привлечь внимание общественности и направить обращение на имя губернатора области Александра Тишанина с призывом воспрепятствовать такому акту.
Красные казармы члены президиума ИРО ВООПИиК считают исключительно ценной исторической и архитектурной реликвией не только города, области, но и России. Такой позиции придерживаются многие известные историки и искусствоведы, писатели и журналисты, художники и архитекторы, работники культуры и общественные деятели.
При знакомстве с Красными казармами поражает их необыкновенная мощь: четыре трёх-этажных огромных по длине кирпичных здания попарно образуют два обширных плац-парада. Выполненные парами, как зеркальное отражение друг друга в стиле «кирпичной эклектики», эти строения являют редкий образец военного зодчества – памятника российской военной истории.
Легендарное строение, которое, как рассказал летописец земли Иркутской Юрий Колмаков, было возведено в 1908-1910 годах по проекту архитектора Ф. Коштял. Здесь размещался 28-й стрелковый полк, который защищал Порт-Артур и который возглавлял героически погибший при обороне крепости генерал Кондратенко. Всю летопись военных формирований Восточной Сибири помнят эти величественные стены. С Красными казармами связаны судьбы выдающихся советских военачальников: А. Родимцева, К. Рокоссов-ского, Р. Малиновского, И. Бескина, А. Таубе и др.
Нельзя допустить, чтобы на месте Красных казарм было возведено чуждое по архитектуре здание, которое разрушит исторически сложившийся комплекс, а также комплекс жилых домов, спроектированный с учётом проекта охранных зон казарм.
Сохранение комплекса тем более важно, что в настоящее время ГУИН, в чьём пользовании находятся две казармы, приняло решение о восстановлении деревянной полковой церкви святителя Николая Чудотворца, органично входившей в своё время в этот комплекс, а по инициативе жителей района и депутата округа рассматривается вопрос о присвоении имени героев Порт-Артура проезду, соединяющему улицы Пискунова и Ширямова.
На выездной президиум «воопиковцы» пригласили Дмитрия Петрова, первого приобретателя двух зданий казарм, руководителя строительной компании воинов запаса, который пояснил, что в планы его компании входило восстановление памятника с последующим его корректным использованием в виде гостиничного комплекса и культурно-оздоровительного центра. В настоящее же время на эти здания претендуют вдруг вновь появившиеся собственники, которые, кстати, и ставят вопрос о сносе одного из зданий и с которыми он судится, так как считает предъявленные ими права незаконными.
Судьбу Красных казарм, считают члены президиума ВООПИиК, надо решать по-государственному. Учитывая огромную историческую и архитектурную ценность памятника, надо не исключать его из реестра выявленных объектов культурного наследия, а, наоборот, повысить статус и включить в реестр памятников регионального или федерального значения.
Заместитель председателя президиума ПРО ВООПИиК Светлана Утмелидзе говорит, что после решения спорного вопроса о собственнике необходимо обязать законного собственника восстановить памятник. В случае же ненадлежащего выполнения охранных обязательств закон допускает изъятие памятника у недобросовестного собственника.
Фото Николая БРИЛЯ