Лётный мезальянс
Для покупки имущества Киренского аэропорта крупнейший региональный перевозчик взял в партнёры иркутскую компанию
На этой неделе тюменская компания UTair заявила о намерении купить имущество ФГУП «Киренское авиапредприятие». Сделка, вероятно, состоится на паритетных началах с ЗАО «Истлэнд», владеющим авиакомпанией «Ангара». Перевозчики заявили о совместных планах по расширению региональных линий и организации прямых рейсов в крупные города России. Как полагает один из экспертов «Конкурента», в будущем UTair поглотит местного игрока, так как весовые категории компаньонов не предполагают паритета. Другие источники уверены, что альянс UTair — «Ангара» стал возможен благодаря группе компаний «Регион», дружественной обоим перевозчикам.
Во вторник генеральный директор UTair Андрей Мартиросов побывал в Иркутске и поделился планами компании по развитию бизнеса на территории региона. По его оценкам, в последние годы в РФ наблюдается рост региональных перевозок в России на 7-10% ежегодно. А в Иркутской области в течение ближайших трёх лет, как считает Мартиросов, произойдёт двукратный рост перевозок, чем и объясняется интерес компании к Приангарью.
Глава тюменского предприятия заявил, что в планах UTair сотрудничество с контролируемой ЗАО «Истлэнд» авиакомпанией «Ангара», которая перевозит 80 тыс. пассажиров в год. В свою очередь, UTair занимает около 25% рынка региональных перевозок в России (408 тыс. пассажиров. — «Конкурент»). «Мы готовы помогать «Ангаре» в освоении новых типов самолётов — обучении пилотов, техобслуживании», — отметил Мартиросов. По его мнению, руководство «Ангары» должно озаботиться модернизацией собственного парка. Сегодня у «Ангары» 8 самолётов АН-24, АН-26. UTair владеет 135 самолётами, семь из них — самолёты нового поколения для местных авиалиний ATR-42.
Мартиросов сообщил, что компания «готова принять участие» в организации межрегиональных рейсов Иркутск — Красноярск, Иркутск — Новосибирск. Рейс Иркутск — Новосибирск — Екатеринбург должен открыться в зимне-весеннюю навигацию будущего года. «В первые годы такие рейсы будут нерентабельны, однако в течение трёх лет мы должны выйти на окупаемость», — заявил он. При этом планируется использовать сеть региональных маршрутов «Ангары» с выходом на магистральные линии. На таких линиях должен действовать сквозной тариф, который должен складываться в пользу региональных перевозчиков, отметил гендиректор UTair.
При этом Мартиросов не преминул заметить, что в регионе компанию интересуют только две инфраструктурные площадки — Усть-Кут и Киренск. Сейчас UTair принадлежит 76,6% акций ОАО «Аэропорт Усть-Кут». Первый заместитель главы администрации Иркутской области Юрий Параничев сообщил, что власти Иркутской области направили письмо на имя главы Росимущества Валерия Назарова с просьбой оказать содействие в передаче федеральной собственности этого аэропорта, а именно взлётной полосы и рулёжных дорожек, в управление области. Андрей Мартиросов отметил, что тогда к концу 2008 года будет вложено 500 млн. рублей в развитие усть-кутской площадки.
Андрей Мартиросов сообщил, что UTair намерена выкупить и имущественный комплекс Киренского аэропорта, находящийся в конкурсной массе (ФГУП «Киренское авиапредприятие» сейчас в стадии банкротства). «Покупка, вероятнее всего, будет совершена на паритетных началах с ЗАО «Истлэнд», а затем зарегистрировано новое предприятие, — сообщил Мартиросов. — Сейчас мы в последней стадии обсуждения проекта». В развитие киренского участка в течение 5-7 лет будет вложено не менее 10 млн. долларов. В первую очередь аэропорт рассматривается как базовая точка для вертолётных операций для нужд нефтегазового комплекса. Ранее Мартиросов называл в качестве «ключевых клиентов» Сургутнефтегаз, ТНК-ВР и Газпром. Кроме того, дочерняя компания UTair совместно с ЗАО «Истлэнд» будет осуществлять доставку грузов в северные районы региона. Сегодня в активе UTair пять региональных аэропортов. Часть из них принадлежат компании, часть находится в федеральной собственности и взята в управление.
Как полагает аналитик ИК «Антанта-Капитал» Илья Макаров, UTair в сибирских регионах интересует бизнес, связанный с предоставлением транспортных услуг для нефтегазового сектора (по неофициальным данным, значительную долю авиакомпании контролируют структуры Сургутнефтегаза. — «Конкурент»). Для этого скупаются площадки под базы для вертолётного сообщения. Даже в свете роста объёмов региональных перевозок покупка тюменской компанией «Ангары» маловероятна, считает аналитик. «UTair была бы любопытна «Ангара» в том случае, если бы у последней были привлекательные активы. Компания достаточно мала, парк старый. Скорее, UTair интересны отработанные маршруты и лицензия на местные перевозки. А для этого достаточно сотрудничества», — считает он.
Один из источников «Конкурента» полагает, что альянс «Ангары» и UTair не случаен. В апреле ООО «Инвестиционные консультации», аффилированное с группой компаний «Регион», приобрело аэропорт «Рощино». Тогда в СМИ появилась информация, что «Регион» действовал в интересах UTair. В свою очередь, одним из основателей ГК «Регион» был родной брат гендиректора ЗАО «Истлэнд» Сергея Ерощенко, ныне покойный Николай Ерощенко.
По словам аналитика ИК «Финам» Владимира Сергиевского, в будущем вполне вероятен сценарий поглощения UTair иркутской авиакомпании. «На первом этапе действительно могут заключаться какие-то соглашения, но масштабы компаний настолько разные, что в равноправном сотрудничестве тюменцы не заинтересованы».
[ title=»Авиаперевозки по-иркутски» pos=»abs» width=»100%»]
Компания «Ангара» далеко не первый принадлежащий холдингу «Истлэнд» бизнес, связанный с авиаперевозками. Региональная авиакомпания «Саяны» образована в Иркутске весной 1998 года в результате соглашения между властями Иркутской и Читинской областей. Совладелец и генеральный директор холдинга «Истлэнд» Сергей Ерощенко возглавил совет директоров предприятия.
Однако уже в 2000 году новосибирская авиакомпания «Сибирь» договорилась с «Саянами» об объединении производственной и коммерческой деятельности. Иркутск, как один из крупнейших авиационных транспортных узлов, наравне с Новосибирском и Москвой обеспечивающий стыковку рейсов Москва — Иркутск и Иркутск — Владивосток, всегда был интересен перевозчикам. Компания «Саяны» предоставила партнёру эксклюзивное право продажи перевозок. А после новосибирцы выкупили контрольный пакет акций предприятия. До сих пор «Сибирь» выполняет ежедневный регулярный рейс под кодом ПК 777/778 Иркутск — Москва — Иркутск, принадлежавший ранее «Саянам». Надо отметить, что новосибирцы одновременно заинтересовались находящейся в состоянии банкротства другой региональной авиакомпанией — «Байкал». Руководство «Сибири» не скрывало, что и здесь его интересуют исключительно лицензии на полёты. А в частности, на маршруты Иркутск — Далянь и Иркутск — Шеньян.
В то время как «Истлэнд» продавал свой бизнес авиакомпании «Сибирь», созданная Иркутским авиаремонтным заводом 403 компания «Ангара» получила сертификат на авиаперевозки, организовав регулярные рейсы Ан-24 в Братск и Бодайбо. Завод специализировался на ремонте самолётов типа Ан. Рассказывают, что бизнес компании на начальном этапе был организован в основном посредством аренды самолётов у других авиакомпаний в счёт оплаты ремонтных работ. С самого начала «Ангара» была ориентирована на внутрирегиональный рынок авиаперевозок. В 2004 году завод попал под полный контроль «Истлэнда», а вместе с ним и созданная им авиакомпания.
Виктория КОМАРОВА