Быстрый спорт
Автоспорт, о котором практически забыли во времена перестройки, переживает в России и в Иркутской области второе рождение. В регионе есть несколько клубов, где имеющие желание, а самое главное — финансовые возможности, могут попробовать себя в автокроссе или ралли. Автомобильный спорт – элитный и один из самых дорогих. Зачастую на подготовку автомобиля к серьёзным соревнованиям тратится до 1,5 млн. рублей. Многие профессиональные спортсмены, которые в обычной жизни занимаются некоммерческой деятельностью, имеют возможность участвовать в соревнованиях только благодаря спонсорам. О том, как спортсменам из региона удаётся побеждать на российских соревнованиях, есть ли женщины в автоспорте и как участники автокросса ведут себя на иркутских дорогах, — в материале ЕЛЕНЫ ЛИСОВСКОЙ.
«Реактивное топливо»
В советские времена автоспорт был сосредоточен вокруг добровольных обществ содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), по которым распределялись специально подготовленные в Прибалтике автомобили – преимущественно советского производства — и мотоциклы. С началом перестройки Иркутский ДОСААФ приватизировал находившиеся в его распоряжении машины, которые потом раскупили гонщики. Уже в те времена на Братском алюминиевом заводе была своя команда, которую активно поддерживал директор предприятия Борис Громов, хотя сам автоспортом не занимался.
Братские гонщики традиционно считаются в региональном автоспорте «заводилами» — у них есть финансовая поддержка, автомобили и организационный ресурс, позволяющий на протяжении двух десятков лет довольно успешно выступать командно и организовывать собственные соревнования. Сейчас здесь проводятся Кубок России и чемпионат Сибирского федерального округа по автокроссу, в которых участвуют гонщики как нашего региона, так и из Красноярска, Новокузнецка, Омска, Кемерова. Более 10 лет назад на этих соревнованиях пока никому не известный Александр Пушкарь, а ныне мастер спорта России по автоспорту, увидел советских «звёзд» автокросса — мастеров спорта Валерия Белобородова из Кемерова и Александра Фабрициуса из Омска.
В Иркутской области сильной считалась команда Ангарского нефтехимического комбината, в распоряжении которой в девяностых годах было три машины. В 1995 году о себе заявил и Александр Пушкарь. Шелеховчанин признался, что в те времена мало кто из жителей европейской части России знал, где находится его родной город, поэтому часто он заявлялся на соревнования как спортсмен от Иркутска.
На свои первые серьёзные соревнования — автокросс в Братске – он поехал на «восьмёрке». «Единственное, что было у меня спортивным на машине, – блокировка. Я, правда, попал в финал, но там приехал последним», — вспоминает он. Весь следующий год он, по его собственному выражению, «делал конкурентоспособную машину» на накопленные 700 долларов. А потом поехал на трековые гонки в Улан-Удэ. «Приехали братчане – пять-шесть машин, я всех победил. Они такого не ожидали. А в одной из улан-удэнских газет даже написали, что я изобрёл какое-то реактивное топливо», — улыбается он.
Авто по интересам
[ title=»Словарь автоспортсмена» pos=»abs» width=»50%»]
Боевая – спортивная машина
Поймать уши, крышу – перевернуться
Ходить по нутру/наружке – ехать по внутреннему/внешнему радиусу
Пухляк – рыхлый грунт
Контролька – контрольный, квалификационный заезд
Утешиловка – заезд, организуемый для машин, не прошедших в финал
Техничка – машина, предназначенная для доставки спортивной машины к месту соревнований
Девайс – узел или агрегат машины
Балаклава – подшлемник
Седло – сиденье
Тапочки – резина
Сейчас в Иркутской области есть несколько организаций, объединяющих людей, увлечённых автоспортом: клубы «Спорт-Альянс», «Альфа-клуб», «ДиСтанция» и «402 Raсing Team», «ГТ-клуб» из Иркутска, шелеховская команда «БЕРГ-Мотоспорт», Федерация автоспорта Братска и другие.
В Иркутской области, как и в России, наиболее популярным и менее дорогостоящим по сравнению с другими видами автоспорта является автокросс. Это гонка, проходящая на замкнутой трассе с однородным покрытием (грунт, гравий), кольцевого типа с поворотами разной степени сложности. Она проводится в несколько этапов, по результатам которых и определяется победитель. Также в Иркутской области проводятся ралли-кросс, трековые (кольцевые) гонки и соревнования по драгрейсингу.
С одним из приверженцев гонок на 402 метра, Евгением Корешковым, я познакомилась в мае на «Байкалмоторшоу». Там он представил свою боевую машину Subaru Impreza WRX Cross Sport. «Я давно занимаюсь Subaru. Можно сказать, являюсь одним из самых «знаменитых» в Иркутске теоретиков относительно усовершенствования этого автомобиля. Раньше увлекался любительскими соревнованиями и драгрейсингом, потом решил попробовать себя в профессиональном спорте. Машину мою, можно сказать, готовили всем миром. Даже ребята с «субаровских» форумов помогали и советами, и средствами», — рассказал он.
Несмотря на довольно большой выбор клубов, заняться автоспортом могут позволить себе только обеспеченные люди. Это самый дорогой вид спорта, утверждает Александр Пушкарь. «Да, ездят в основном «бизнес-пилоты», — подтверждает Евгений Корешков. Нередко на соревнованиях можно наблюдать такую картину: подъезжающий «Ланд Крузер» участника везёт на прицепе спортивную «восьмёрку». «У одного знакомого гонщика целый гараж металлолома спортивных машин, цена каждой — от 40 тыс. евро», — рассказывает Пушкарь.
Впрочем, профессиональных гонщиков обычно спонсируют, что позволяет людям некоммерческих профессий заявлять о себе в автоспорте. Так, мастер спорта Александр Пушкарь – полковник Российской армии, заместитель командира по вооружению крупного воинского соединения; а мастер спорта Александр Фабрициус, десятикратный обладатель Кубка России по авто-спорту и чемпион России по зимним трековым гонкам, – директор Омской детско-юношеской спортивно-технической школы.
На вопрос, есть ли в региональном автоспорте женщины, Александр ответил: «Супруга моя, Любовь, меня на всех гонках сопровождает. Иногда даже даю ей своей машиной порулить. Вне соревнований». Часто в гонках высокого уровня участвует Нина Довгий из Братска. Но чаще женщины становятся штурманами, причём с большим успехом. «На одном из этапов чемпионата России по ралли у первых четырёх финишировавших автомобилей штурманами были женщины», — отметил Евгений Корешков.
Два «круизера» уже прокатал
Стоимость подготовки автомобиля к соревнованиям зависит от того, в каком дивизионе будет выступать спортсмен. Второй национальный дивизион (Д2Н) проводится среди «восьмёрок» со стандартным двигателем и минимальными доработками. В первый дивизион (Д1) допустят машину любой марки с родными узлами и агрегатами, в которой возможны значительные доработки, но рабочий объём двигателя не должен превышать 3,5 литра. Кстати, это самый мощный класс. Именно в нём проводятся чемпионаты Европы.
Пожалуй, дороже всего обходятся своим владельцам машины, соревнующиеся в Д1А. «Это «восьмёрка» с объёмом двигателя до 1,6 литра, но уже подготовленная по полной программе, в неё вложено 30-40 тыс. евро, — рассказал Александр Пушкарь. – Усовершенствовать можно много чего – поставить пластиковый кузов и панели, установить специальную коробку передач, переключение на которой происходит в три раза быстрее, чем на обычной, за счёт того, что передачи расположены в один ряд».
Подготовка автомобиля к соревнованиям высокого уровня – замена мотора, турбины, управляющего компьютера, настройка и отладка всех параметров — вместе со стоимостью самого автомобиля составляет примерно 1,5 млн. рублей. Подготовленную машину в Европе можно приобрести примерно за 200 тыс. евро. Много непредвиденных расходов возникает и во время соревнований, в основном из-за необходимости покупать дополнительные запчасти. Две гонки – в Омске и Новокузнецке – обошлись спонсорам Александра Пушкаря в 60 тыс. рублей. Примерно столько же стоит и комплект экипировки гонщика – шлем, перчатки, комбинезон.
Дороговизна автоспорта рождает мифы о больших призовых фондах. Впрочем, наградные «Формулы 1» российским гонщикам пока только снятся. Как правило, на региональных соревнованиях победителям вручают кубки, медали и премию в 10-15 тыс. рублей. «Как-то за победу на Кубке России мне дали два колеса для багги, которые я потом подарил баггистам, — вспоминает Пушкарь. – Однажды подарили цветной телевизор, который потом перекочевал к механикам».
«Меня часто спрашивают: «Сколько прибыли тебе приносит твоё увлечение?» — говорит Александр Пушкарь. – Я отвечаю: ну, пару «круизеров» я уже точно прокатал. А сам людей, которых интересуют только деньги, искренне жалею». «Авто-спорт — без разницы, любительский он или профессиональный — для меня больше, чем увлечение: это часть жизни, — утверждает Евгений Корешков. – Иногда я, как и Александр, шучу: «Где бы взять такую таблетку, чтобы принять – и начисто забыть об этом увлечении!»
Несмотря на то, что автоспорт по определению достаточно опасное занятие, автокросс не считается травмоопасным. По правилам прямой участок трассы не должен превышать 250 метров. «Даже если свыше 100 км в час разгоняешься, перед поворотом приходится гасить скорость», — отмечают наши собеседники. Впрочем, добавляют, что у спортсменов бывают компрессионные травмы. На вопрос, как они ведут себя на уличных дорогах, Пушкарь ответил: «Правила практически не нарушаем. За городом, если нет машин на встречной полосе, я могу и «топнуть» на газ». А Евгений Корешков признался, что, когда попробовал себя в кроссе, желания гонять по городу уже не было. Адреналина на соревнованиях получаешь с большим запасом, поэтому ездишь спокойно.