издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Идите в суд с доброй совестью

Фемида признаёт лишь верховенство закона. Недаром глаза её прикрыты повязкой: сочувствие вершителю правосудия противопоказано. Всё, что от него требуется, – беспристрастно оценить и точно взвесить доказательства по делу, представленные истцом и ответчиком.

Как добиться в суде справедливости и избежать волокиты? Можно ли обойти закон? Насколько решение третьей власти зависит от поведения на процессе спорящих сторон? Наш корреспондент Людмила БЕГАГОИНА пыталась выяснить это в беседе с судьёй областного суда Любовью ЗУЕВОЙ.

Почему дело отложено в долгий ящик

– Ещё Александр II, задумав судебную реформу, мечтал сделать суд на Руси «скорым и правым». Удалось ли этого добиться за прошедшие полтора столетия, на ваш взгляд?

– Справедливости ради надо сказать, что ниже среднероссийских показателей качество правосудия в Иркутской области никогда не опускалось. Стабильность решений по гражданским делам в прошлом году, например, составила 83,4 процента. Это значит, что абсолютное большинство обжалованных решений кассационная инстанция признала законными и оставила в силе.

Другой вопрос: можно ли назвать наш суд скорым? Число жалоб на волокиту, несвоевременное рассмотрение гражданских дел ещё велико. Порой заседания откладываются по объективным, будем говорить – уважительным причинам. Например, в связи с необходимостью проведения экспертизы. На некоторые из них – большие очереди. Результатов приходится ждать несколько месяцев, а то и год – как, например, при проведении автотехнической экспертизы. А без неё определить, по чьей вине произошла авария на дороге, бывает иногда просто невозможно: для этого нужны специальные познания, которыми судья не обладает.

Разбирательство гражданских дел может затянуться из-за слишком высокой нагрузки у судей. С введением мировой юстиции жалоб на превышение сроков рассмотрения стало значительно меньше. Но пока не решена проблема с распределением дел по участкам – получается, что нагрузка судьи зависит от количества зарегистрированных на территории жителей. Вот почему, например, в Кировском районе Иркутска в производстве мирового судьи находится более полутора тысяч гражданских дел – в административном центре города население невелико, зато здесь располагается множество организаций, которым и предъявляются зачастую исковые требования.

Но очень часто судебные заседания приходится откладывать по вине самих участников процесса. Иногда волокита начинается уже с момента обращения в суд. Бывает, что исковое заявление не подписано либо подписано представителем, у которого нет на то полномочий. Или, например, выясняется, что спор, подлежащий разрешению, уже был предметом судебного рассмотрения и истец решил повторно «попытать счастья». Причин, по которым обращения в суд остаются без движения, немало: не указана цена иска, не уплачена госпошлина и т. д. Большое количество исковых заявлений с первого захода к производству не принимается. Каждое третье возвращается надзорной инстанцией из-за неправильного оформления иска.

– Но услуги адвоката по составлению искового заявления стоят денег, а они не у каждого имеются. Наверное, суд должен помочь таким истцам?

– Это недопустимо – суд обязан быть беспристрастным. Я думаю, что дело тут не в отсутствии средств на оплату услуг адвокатов. У нас сейчас достаточно бесплатных юридических консультаций. А кроме того, образцы заявлений висят обычно на участках мировых судей, продаются в книжных киосках, как и кодексы. Так что можно обойтись и своими силами. Надо только быть внимательными.

Вообще о своевременном рассмотрении дела заботиться должен не только суд, но и сами спорящие стороны. Однако, как правило, один из участников старается затянуть процесс, пытаясь психологически воздействовать на другого.

– Разве суд обязан идти у каждого на поводу?

– Процессуальные права закреплены за каждым гражданином Конституцией России (ст. 32) и Гражданским процессуальным кодексом РФ (ст. 35). Но этот же закон вменяет гражданину в обязанность добросовестно использовать предоставленные права.

Игра в прятки отменяется

– Многие стараются отыскать лазейку в законе, чтобы сорвать заседание суда. Разве трудно найти для этого «уважительную» причину? Не явиться на процесс якобы по болезни, например?

– Закон возлагает на стороны обязанность известить суд о причинах неявки на заседание и представить доказательства уважительности этих причин – об этом можно прочесть в п. 1 ст. 167 ГПК РФ. Суд вправе проверить подлинность того же больничного листа. Хотя, действительно, есть множество заболеваний, позволяющих оформить бюллетень в любой момент. Хроническая гипертония, например. Мне как-то пришлось рассматривать надзорную жалобу по делу о наследстве. Суд установил, что ответчик прикован к постели инсультом и поставил вопрос о необходимости привлечь к рассмотрению дела его представителя. К тому же не любое освобождение от работы является препятствием для больного участвовать в процессе. Суд может обратиться с запросом в медучреждение, чтобы лечащий врач дал заключение, в состоянии ли больной (допустим, туберкулёзом или гипертонией) явиться на заседание и дать необходимые пояснения.

В случае неявки в суд одной из сторон без уважительной причины можно рассмотреть дело и заочно – новый ГПК даёт такое право. И эта норма закона очень дисциплинирует спорящих. Получается, что человек сам лишает себя возможности участвовать в процессе и отстаивать свою позицию, предоставляя доказательства. А ведь потом эти доказательства уже не принимаются ни кассационной, ни надзорной инстанциями – добиться отмены решения, принятого в пользу другой стороны, будет очень проблематично.

Но, конечно, заочное разбирательство возможно лишь в том случае, если спорящая сторона была извещена надлежащим образом. В деле должна быть либо повестка с росписью ответчика (или истца), либо заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, другие доказательства, что его извещали о дате заседания.

– Можно ведь просто отказаться получать повестку или «забыть» уведомить суд о смене домашнего адреса. Мало ли на какие уловки способны желающие оттянуть вынесение справедливого решения…

– В соответствии со ст. 117 ГПК РФ «адресат, отказавшийся принять судебную повестку, считается извещённым о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия». А ст. 118 того же закона устанавливает, что если участник процесса не исполняет обязанность уведомить суд о перемене адреса, то повестка посылается по последнему известному суду месту жительства и считается доставленной, даже если адресат оттуда и выбыл.

Конечно, участвовать в процессе, на котором рассматривается затрагивающее интересы гражданина дело, – его конституционное право. Надзорная инстанция может даже отменить решение суда, если это право было нарушено. Так что суд должен принять все меры, чтобы известить стороны о месте и времени разбирательства: если, к примеру, в деле имеются несколько адресов, по которым может находиться ответчик либо истец, повестки должны быть посланы по всем этим адресам. Но бесконечно играть с судом, как вы говорите, в прятки, проявляя к нему неуважение, закон не позволяет.

– Может ли расписаться в повестке родственник, с которым живёт ответчик?

– Да, суд сочтёт это надлежащим уведомлением, если родственник поставит свою собственную фамилию, а не ответчика. Однако и тут есть возможность злоупотребления правом. Был случай, когда в повестке, доставленной по месту жительства ответчика, расписался его несовершеннолетний ребёнок. Такое извещение не может быть признано надлежащим.

– Есть ещё возможность волокитить разбирательство, заявляя в суд ходатайства об истребовании доказательств, которые прямого отношения к делу не имеют. Например, попросить вызвать свидетеля, который сам не видел, но вот сосед ему рассказывал…

– Тут вы не правы. Суд может и должен отказать в удовлетворении подобного ходатайства – есть такие понятия, как относимость и допустимость доказательств.

Сами себя, выходит, высекли…

– Всё равно в законе немало пробелов, которыми недобросовестный, попросту говоря, непорядочный человек может воспользоваться. Какие рычаги есть у суда, чтобы пробудить в таком совесть?

– Зачастую бывает так, что недобросовестный гражданин сам себя и наказывает. Или своих близких. Многие думают: лишь бы только добиться решения в свою пользу. Любой ценой – обманом, уловками, но заполучить наследство, отвоевать деньги, имущество, квартиру. Им и в голову не приходит, что потом придётся расплачиваться. Если обман выявится – решение будет отменено со всеми вытекающими неприятными последствиями.

Был, например, в судебной практике такой случай. Истец, чтобы добиться скорейшего расторжения брака, принёс в суд заявление от жены с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие. Такое вообще-то допустимо. Однако заявление было заверено подписью не самой супруги, а её начальника по месту службы. Брак удалось тогда расторгнуть без проволочек, мужчина, довольный своей изворотливостью, женился на другой, желанной, женщине. А после его смерти разразился скандал. Экс-супруга потребовала отмены решения о расторжении брака на том основании, что она не участвовала в процессе и никакого заявления с просьбой провести суд в её отсутствие не подписывала. Этот иск был удовлетворён – таким образом вторая супруга лишилась прав на наследство.

– Прямо детективная история…

– Конечно, подобное случается редко. Но при разделе наследства родственники довольно часто ведут себя недобросовестно. Зная, например, о существовании другого претендента, предпочитают этот факт скрыть. А потом объявляется законный наследник, заявляет о своих правах – и решение суда отменяется. Так что обвести закон и суд можно, но выгода от этого очень сомнительна. В конце концов всё тайное когда-нибудь становится явным – не пожалеть бы потом…

– Но это, как говорится, божий суд. А третья власть в государстве наказать за волокиту гражданина в состоянии?

– Если одна из сторон противодействует правильному и своевременному рассмотрению дела, суд может взыскать в пользу другой стороны компенсацию за фактическую потерю времени. Её размер, в соответствие со ст. 99 ГПК РФ, определяется судом с учётом конкретных обстоятельств – в разумных пределах.

– Представлять доказательства в гражданском процессе должны сами спорящие стороны. Но если одна из них препятствует установлению истины – например, отказывается от экспертизы, может ли суд её принудить?

– Принудить, конечно, не может. Но вправе отказать в иске. Либо истолковать подобное поведение в пользу противной стороны. Такое случается нередко при установлении отцовства, если ответчик не соглашается на геномную экспертизу. С учётом других имеющихся в деле доказательств суд может вынести решение об удовлетворении заявленных исковых требований – и ответчик будет признан отцом. Его недобросовестное поведение склоняет чашу весов правосудия отнюдь не в нужную ему сторону. О том, какие последствия наступают при уклонении стороны от участия в экспертизе, говорится в ч. 3 ст. 79 ГПК РФ.

Кто там заблудился в трёх соснах?

– Много ли шансов у желающих поправить с помощью суда своё материальное положение? Допустим, в заявлении о возмещении ущерба истец завышает сумму расходов на ремонт…

– Вряд ли у него получится много на этом выиграть. Каждая сторона отстаивает свои интересы. И это нормально. Возьмём такую ситуацию: в заявлении на возмещение ущерба, причинённого в автоаварии, истец указывает сумму, которая превышает рыночную стоимость самой машины (разбита старенькая иномарка, к примеру). Верховный суд рекомендует в таких случаях учитывать износ транспортного средства. Справедливо? Да – с точки зрения ответчика. Но это зачастую бьёт по интересам истца: ведь порой для старой, дешёвой иномарки приходится покупать дорогую запчасть – другой просто нет в продаже. Так что если истец после проведения всех экспертиз отремонтирует разбитую машину и представит в суд доказательства фактических затрат, его требования наверняка будут удовлетворены. Подобным образом разрешаются споры о возмещении ущерба, если соседи затопили квартиру и т. д. Однако требовать от ответчика оплатить евроремонт, если стенки были побелены простой извёсткой, неразумно: вряд ли суд удовлетворит такие запросы.

Закон вообще обязывает всех участников процесса быть правдивыми – сообщать суду только сведения, соответствующие действительности. Свидетелю, например, за дачу заведомо ложных показаний грозит привлечение к уголовной ответственности.

– И часто привлекают?

– В уголовном судопроизводстве – привлекают. При рассмотрении гражданских дел мне такие случаи не известны. Доказать, что свидетель заведомо лжёт, а не честно заблуждается, очень проблематично.

– Вот мы и вернулись к тому, насколько это сложно – принудить человека добросовестно пользоваться своими процессуальными правами…

– Сложно, конечно. Потому что это – дело его доброй совести. А она ведь есть не у всякого…

Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры