Слеза и её капля
Всё началось с воды. Это не я придумала, но я тоже с неё началась. Пытаясь добиться от мамы ответа на вопрос, почему нельзя дойти до солнца вот по той розовой дорожке, что идёт от солнца до меня по морю, где мы дышали каждые выходные отрицательными ионами, я любовалась блестящей водой. Я очень любила стук дождя по черепичным крышам, звон воды в водосточных трубах, я жалела мокрых бандитов – городских котов. А потом, когда вода сменила цвет и вкус, когда сменилась страна и вот эта чудесная аббревиатура – ПМЖ (пусть меняется жизнь), моя мама рассказала мне о Шумаке. Смущённый кандидат наук, радиохимик и просто ветеран-чернобылец, она сказала: «Знаешь, так не бывает. Из-под одного камня, буквально в нескольких сантиметрах друг от друга, бьют источники разного состава и разной температуры. И… трудно объяснить. Безнадёжных больных ставит на ноги Шумак. Чья-то судьба, надежда, вторая жизнь. Уникальное место». В заметках о том, что необходимо узнать о Прибайкалье, улеглось каплей: Шумак. Но так уж вышло, что моё отношение к Шумаку изменилось задолго до того, как я с ним познакомилась.
Кабинет, в котором порядок
Ошор Занданов, настоятель Кыренского буддийского дацана, приехал в Иркутск за день до путешествия. Тункинский житель, он никак не мог уместиться в квартирке на пятом этаже и успокоился только после чая и долгой беседы о перспективах нашей планеты. Перспективы, согласно наставлениям Ошор-ламы, могут быть вполне приличными, если прекратить забирать, ничего не отдавая взамен.
— Представь себе кабинет начальника, куда все станут ходить, забирать всё, что там есть, а заодно устраивать застолье, оставляя за собой пустые бутылки и грязные тарелки. Такой кабинет не нужен начальнику, и если у него не хватит сил навести там порядок и всех празднующих прогнать, он, что? Правильно, переедет. Так и с сакральным местом. Любым.
Сакральное место, о котором мы ведём речь на моей кухне, – северные склоны тункинских гольцов. Шумакские минеральные источники, о которых рассказано многое и не сказано ничего для того, кто не видел. Чистая вода, убегающая с изрядным шумом вдаль, уносящая с собою беды и болезни, страх перед завтрашним днём и безысходность. Долина реки и три линии уникальных подземных ключей, волшебная природа и труднодоступность для обычного туриста в легкомысленной обуви, скажем вот так – кедонедоступность. Целебные травы, насыщенный минеральными испарениями воздух, бодрые местные жители – звери и птицы. Маленькая турбаза, крошечный буддийский храм с крышей, покрытой уютным мхом. Такой вот кабинет. Одна капля воды во Вселенной. Слеза, из горестной превратившаяся в ту, что смахнут с улыбкой.
— Очень давно эти края известны бурятам, сойотам и монголам. Легенды говорят, что Чингисхан отправлял на Шумак своих заслуженных воинов, сам бывал там. Когда у бурята заболеет родственник – в одеяло его, через коня – и на Шумак. Если доберутся, попросят духов помочь, станут лечиться – хворь пройдёт. А ещё в начале прошлого века на Шумаке был эмчи-лама (лама-лекарь), который составил описание свойств каждого источника, на камнях были сделаны пояснительные надписи. Сейчас их уже нет, но интересно, что современные учёные подтвердили предназначение той или иной воды. Так вот сменяются века, наука двигается вперёд, и у нас уже есть больше возможностей – можно лечиться, привозить людей тяжело больных и издалека. Это хорошо.
Если говорить о составе вод шумакских источников, вроде всё традиционно целебно: радон, гидрокарбонат, кремний, вещества, в малых дозах полезные в виде санаторного лечения. Но есть то, о чём не станут рассказывать в подробностях духовные служители, и то, о чём промолчат потерявшие надежду и исцелившиеся. Сам механизм чуда. То, что земля Шумака совсем непроста, понимаешь уже из бесед с местными жителями, из преданий и… общаясь с теми, кто, если честно, давно уже должен был стать слезой, а потом и высохнуть, как память, в камень.
— Ты должна понимать: то, что Шумак лечит, – вторично. Это сакральное место, точка Земли, где она выделяет на поверхность особые знаки, скажем, благоволения. В этих местах живут духи, сильные хозяева местности. Это своего рода маяк или локатор такой. И если люди не будут относиться к нему с почтением, будут приходить, жадно хватать то, что им нужно, и, оставив за собой грязный след, уходить, если будут на этой земле конфликты – кабинет закроется.
— Это как?
— Очень просто. Вода всё так же будет вытекать на поверхность, но она будет просто водой, как из-под крана. Уйдут духи в другое место. Земля станет отдыхать от жадных людей. Но сейчас у Шумака есть все шансы оставаться таким же – лишь бы не вредили ему. И вот, знаешь, ещё что. Много говорят о том, что эта земля лечит самые тяжёлые и страшные недуги. Это правда. Но ещё нужно отметить, что шумакские источники хороши как реабилитационный период для больных – после операций, терапии с сильными антибиотиками, ослабляющими организм, вот таких больных нужно обязательно вывозить туда, они очень быстро встанут на ноги…
— И побегут.
— Оттуда быстро не убежишь, — смеётся Ошор-лама. — Возможно, сама природа позаботилась о Шумаке, спрятав его в труднодоступное место. Трудный перевал, капризная погода. Даже вертолёт, знаешь…
Знаю. Моя мама заметила: «Предупреди всех, что можешь задержаться на несколько дней. Не будет погоды, и не улетите вы оттуда».
Прямо скажем, маняще…
Те, кто спешат на помощь
Всё же странно, что расстояние во времени от Иркутска до Шумака – всего полчаса. И если сначала можно просто вспоминать о гении Да Винчи, используя «сосульку» или восстанавливая работу органов слуха вместе с кислотно-щелочным балансом, то… становится тише. Как будто из уважения к Саянам притих вертолёт, меняются лица пассажиров. Кто-то кричит мне в левое ухо: «Речка Китой!» – и показывает пальцем между скал, я ничего не вижу, я просто пытаюсь осознать, со мной ли это происходит. Вот эти снежные с чёрным гольцы, серое тугое небо, изломы и редкие деревья – как будто поверх обычной иллюстрации взяли да положили то, что невозможно красиво, что заставляет меня чувствовать себя какой-то ерундовинкой, непонятно зачем существующей среди великолепия суровой природы Саян. Но у меня нет времени опомниться, потому что вдруг мы садимся.
— Ну вот, мы на месте, — голос проводников звучит деловито, но так, будто в ушах борода Да Винчи застряла – издалека.
Ошор-лама серьёзен. Я здороваюсь с хозяевами местности, мысленно объясняя им, что недугов у меня нет (ну, почти) и всё, что я хочу у них попросить – это впечатлений, знаний об этом месте. Если честно, волнуюсь.
— У нас всего два часа, давайте обойдём территорию, посмотрим, что да как, — мы поднимаемся к турбазе. Проходя сквозь турбазу, вижу молодого парня – работника. Он стоит на деревянных мостках между домиками, смотрит задумчиво на симпатичного бурундука:
— Это Чип, — неуверенно сообщает он. — Или Дейл?..
Жаль, у меня не было возможности помочь ему определиться, кто из «спасателей» грелся на солнце в тот момент, действительно – времени мало. Сразу от турбазы через мрачные времянки-зимовья, варварски срубленные из деревьев священного места, – к источникам. Давление, сосуды, суставы, глаза… медицинский многопрофильный центр. Благодарности, сувениры, деревянное зодчество. Количество минеральных солей играет в игру с ландшафтом — местами вроде японский сад, а вот классический ельник с камнями, ручьи с солёными берегами… У одного из них слышу тихое – «Раковый источник». Но ещё перед этим я чувствую особенную атмосферу. Нельзя сказать, что здесь больше знаков пребывания исцелившихся, нет… Но, знаете, есть в русском языке замечательное слово – «намоленный». Такая атмосфера сразу чувствуется, пусть и не потрогать её.
А вот источник «Мужское упрямство» звучит и выглядит бодро. Мы с Ошор-ламой осматриваем камни, увы, уже с современными иероглифами. Я поверх умных бесед вижу чудесный Трёхглавый голец – он вроде кокетничает со мной: как ни подниму глаза – вижу. Нравится.
Оставив настоятеля в маленьком буддийском храме, мы с начальником турбазы движемся к радоновой ванне. Там, позади, горловое пение Ошор-ламы, его молитва. А впереди рассказ о том, как необъяснимо целебна ванна, сколько лет этому зданию и что обозначают символы вокруг. И ещё символ: юный блондин-турист с красным обгоревшим лицом – вот, дошли, нормально всё, хочу воды взять, голову помою, а сверху ополосну этой целебной водой…
Три линии шумакских источников тихо говорят на своём языке. Доносится шёпот Шумака – ещё рано, ещё холодно, настоящий шум впереди. Впереди и тёплый сезон, когда здесь будет комфортнее лечиться и отдыхать посетителям. Шесть километров вниз – волшебная Гора ребёнка. Как и почему, стоит ли разбираться, но самые отчаявшиеся супружеские пары становятся родителями, посетив эту местность. Многие считают, что аналогов Шумаку по части лечения бесплодия просто нет.
Там, впереди… жизнь. Капля, ещё капля. Слеза радости. Я не спрашиваю вас, духи местности, не тревожу – я вижу это. Такой природы не смоделировать, не нарисовать. Кто-то сверху постарался. Спасибо.
Чистое русло эпилога
Бравый дядька-пилот в столовой шутит: «Вылет в три часа. Кто не успел – через неделю». Я традиционно восхищаюсь и пилотом с ясными синими глазами, и его машиной. Особенно после рассказа о том, как вертолёт застилали брезентом и тоннами вывозили мусор, скопившийся за годы пребывания здесь жаждущих исцеления и спокойного отдыха. Сегодня на Шумаке введено правило – появился, вот тебе мешок, мусор сдашь, потом вывезут.
— Это очень хорошо. Работает главный закон для этих мест – если нужно, возьми. Но не уноси с собой и ни в коем случае не оставляй после себя грязь, — Ошор-лама доволен.
— То есть старинная традиция: не уноси с собой аршаны – они не будут целебными?
— Абсолютно верно. Нельзя нарушать гармонию целебных мест – дыши этим воздухом, заваривай целебную траву, лечись грязями и водами, но не забирай. Если человек придёт сюда с почтением, придёт с бедой, Шумак ему обязательно поможет. Но, как и в любом серьёзном деле, нужно быть ответственным.
По дороге домой я размышляла о том, что видела. О том, что слова «спасибо» и рассказы о пропадающих морщинках – это те слова, которые приемлемы в сетевом маркетинге, а не там, откуда гений Да Винчи да мысли, мысли – везут меня домой. О том, что у меня есть друзья, и они очень далеко, и у них горе. Ошор-лама велел ехать им на Шумак…
Полчаса до Иркутска. Да, нужно серьёзно готовиться к таким поездкам. И получать от них пользу. Считается, что на Шумаке нужно лечиться неделю или двадцать один день – зависит от показаний и заболевания. Сегодня можно помочь большему количеству людей, поскольку есть регулярное сообщение с Шумаком посредством вертолёта. А духи – они возражать не станут, если и вы отнесётесь к местности с почтением.
Совсем эпилог
Мы с Ошор-ламой делали вид, что вовсе не боимся, что вертолёт улетит без нас, мы просто на всякий случай тут рядом постоим. Настоятель носком ботинка двигал камни.
— Смотри, сердце.
— Ух ты, точно, такое правильное, надо же, причуды природы…
— А вот смотри, ещё одно.
Это был символ. Что он означает, я вам не скажу. Но когда вы будете на Шумаке, вам предстоит узнать многое о символах, увидеть то, что нельзя объяснить, и то, о чём, я думаю, не стоит рассказывать – каждому свои чудеса и эти, ну как их – артефакты. И вы сами не станете о них рассказывать, я уверена.
Да, на прощание – просьба: попробуйте узнать, кто Чип, а кто Дейл из тех знакомых бурундуков, и поимённо передайте от меня привет. Скажите им, что я тоже вернусь. Обязательно.