Ковыкта: «другие времена»
Начавшаяся сделка по продаже контрольного пакета акций ОАО «РУСИА Петролеум», владеющего лицензией на разработку уникального газоконденсатного Ковыктинского месторождения, концерну «Газпром» не получила отклика в душе иркутского истеблишмента. Больше недели просматривала региональную прессу —никто из политиков и бизнесменов не решился дать оценку происшедшему и уж тем более спрогнозировать дальнейшее развитие событий. Будто у размена российско-британской компании ТНК-ВР на «Газпром» в качестве собственника Ковыкты не может быть последствий.
Предположим, всё дело в том, что уже давно говорить на эту тему стало неприличным. Итог многолетнего противостояния «ганкистов» и «Газпрома» был известен задолго до подписания соглашения, озвученного две недели назад. А выкуп газовым монополистом у Shell доли в проекте «Сахалин-2» только утвердил всех в сценарии исхода наполовину британской ТНК-ВР из числа акционеров «РУСИА».
Но более правдоподобное объяснение равнодушию региональных ньюсмейкеров к замене ТНК-ВР на «Газпром» изложил один иркутский политик со стажем. «Главная проблема в отсутствии информации: никто из иркутян не был включён в переговорный процесс. Любые прогнозы могут превратиться в банальные гадания, — пояснил он. — Такую ситуацию сложно было представить ещё года три назад. Но тогда были другие времена». Следует напомнить, редкие региональные лидеры, замеченные в диалоге с негосударственным бизнесом, к тому же интернациональным, смогли сохранить под собой губернаторские кресла. Поэтому приход «Газпрома» в регион происходил в режиме максимального благоприятствования: власти в вопросах газификации были настолько нелояльны ТНК-ВР, что не считали нужным не то что диктовать условия госмонополии, но даже воздерживались от встречных газпромовской программе предложений.
Надо ли ждать региону последствий от прихода «Газпрома» на Ковыкту? Думаю, да. На прошлой неделе заместитель председателя правления компании Александр Медведев заявил, что к октябрю концерн станет владельцем пакета «РУСИА Петролеум» и к этому времени намерен подготовить новый план развития проекта. Существует мнение, что ускоренное освоение Ковыкты будет необходимо «Газпрому» в случае достижения договорённостей о поставках газа в Китай, поскольку строительство газопровода с Ямала в Китай обойдётся холдингу гораздо дороже, чем газопровод из Иркутской области.
Стоит ли говорить о том, что из ковыктинского проекта должны будут уйти непрофильные акционеры, такие как администрация Иркутской области и ХК «Интеррос»? Здесь «Газпрому» не нужны партнёры. Вероятно, концерну ещё предстоит понять, что делать с таким активом, как Восточно-Сибирская газовая компания. Очевидно, что 50-процентный пакет ВСГК был навязан «Газпрому». Для него эта компания с миллиардными (в рублях) займами у ТНК-ВР вряд ли была желанным приобретением. Знает ли равноправный партнёр «Газпрома» по ВСГК – администрация Иркутской области — ответ на вопрос: захочет ли газовый монополист полностью интегрировать в собственную структуру этот актив? Кто знает, следует ли при этом учитывать то обстоятельство, что на балансе компании по-прежнему числится пакет акций ОАО «Верхнечонскнефтегаз».
В любом случае кроме цепочки очевидных сделок, которые последуют вслед за вступлением в права собственности, есть ещё и другие нюансы. Решая покупкой месторождения, как говорят, геополитические вопросы, «Газпром» может изменить расклад политического пасьянса региона. Теоретически это могло бы усилить позиции нынешнего губернатора в диалоге с региональными элитами, явно к Александру Тишанину не благоволящими. Это могло быть особенно актуальным накануне серии муниципальных выборов и выборов нового состава Законодательного собрания объединённой Иркутской области с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. Парламенту в новом составе предстоит утвердить главу нового субъекта федерации. Другой вопрос, сумеет ли нынешняя власть воспользоваться появившимся ресурсом.