издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Нашли на чём экономить

  • Автор: Николай МАЛОВ. Иркутск

25 мая года в телевизионном эфире прозвучала информация о том, что в текущем году устанавливается новая система содержания общеобразовательных школ. Так сказать, «подушная». То есть зависящая от «наполняемости» общеобразовательного учебного заведения. Средние школы с «наполняемостью» менее 120 учащихся закроют. Вероятно, первыми жертвами столь «мудрого» шага падут сельские школы – на них легче всего экономить бюджетные средства.

Однако, я уверен, школьное образование должно иметь иной эквивалент – не только и не столько зависящий от экономии денег, отпускаемых на него. К тому же подобный подход явно противоречит программе компьютеризации школ России, на осуществление которой выделяются огромные средства. Или, возможно, нехватка именно этих средств заставляет экономить на самом необходимом для воспитания и развития наших детей, к тому же на самом беззащитном, – на малых школах?

Россия – огромная страна. Для неё должно быть нормой наличие начальных школ в сельской местности, где нередко совсем немного учеников. Как правило, учителя в таких школах – настоящие подвижники. Они приехали в глухие уголки страны ещё по распределению, полученному после окончания вуза в советские времена. Много ли нынче таких энтузиастов и преданных своей профессии педагогов? Впрочем, сегодня никого никуда не распределяют.

Ликвидация малых школ грозит безработицей тысячам педагогов. А родители тысяч и тысяч ребятишек столкнутся с проблемой: отправлять ребёнка в интернат или оставлять дома неучем. Хочу напомнить, что однажды по отечественному образованию вкупе с отечественной медициной уже прокатилась такая «кампания» — закрылись десятки тысяч участковых больниц и малокомплектных сельских школ. Последствия не заставили себя ждать: вслед за ними умерли и сами деревни и сёла.

Несколько слов об интернатах. Они, как и детские дома, не от хорошей жизни. Зачем при живых нормальных родителях отправлять туда детей, отрывая их от семьи?

Давайте подумаем и о том, что план закрытия малых школ впрямую противоречит демографической политике государства, которое, по крайней мере на словах, ратует за подъём рождаемости. Далеко не всякая женщина позволит себе иметь даже одного ребёнка, не говоря уже о втором или третьем, если не будет нормальных условий для его обучения.

В современной России слово «учитель» стало синонимом бедности и неуважения к профессии. Ему и сейчас платят не за работу, не за качество обучения, а за количество присутствующих в классе «душ». Если этих «душ» недобор, оклад беспардонно снижается. Но, несмотря на унизительность таких обстоятельств, учителя учат детей по полной, а не по сниженной программе. И в малочисленных классах они имеют возможность уделять внимание детям куда больше, чем в переполненных.

Между прочим, это одна из болезненных проблем городских школ, где занятия ведутся в две смены, где классы переполнены. Им, городским, обеспечить бы режим сельских, в которых слово педагога обращено к каждому ребёнку. Но именно на этот благоприятствующий обучению режим сегодня покушается государство.

После революции в России упразднили начальные церковно-приходские школы. Теперь решили уничтожить малую школу на селе, а её ведь берегли даже в годы Великой Отечественной войны. Потому что даже в самые трудные для страны времена понимали: село живо, пока в нём есть школа. Где есть школы, там есть будущее.

В 90-е годы прошлого столетия из-за отсутствия средств позакрывали сотни детсадов. И армия малолетних бес-призорников накрыла страну. Нынешние реформаторы считают гроши, экономя на самом необходимом, определяющем духовный потенциал будущего. Эта политика гибельна для небольших населённых пунктов на севере европейской части России, не говоря уже о Зауралье и Сибири. Сэкономим на малых школах сегодня, а завтра опустеют десятки тысяч сёл, небольших городков и посёлков. Что же в таком случае сетовать на то, что на опустевшие наши территории придут иностранцы?

Моё мнение – необходимо сохранить во всех бюджетах, начиная от федерального и кончая самым скромным муниципальным, статью расходов на содержание, на поддержку малых школ. И повысить оклады учителям, показав тем самым, что именно государство заинтересовано во внимании и обучении каждого ребёнка. В противном случае, сэкономив сегодня на копейках и рублях, завтра потеряем несравненно больше, покалечив судьбы миллионов россиян.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры