издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бюджетная недостаточность

Муниципалитеты Приангарья разделят на «богатые» и «бедные»

Тридцать третья сессия Законодательного собрания прошла в двух актах: в утреннем заседании приняли участие депутаты Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Такая процедура была определена Советом законодателей для того, чтобы окружная Дума не была отчуждена от формирования законодательства Иркутской области как объединённого субъекта федерации.

К началу заседания в зале «Байкал Бизнес Центра» из 45 иркутских депутатов находились лишь 33 – и окружные полным списком. Первые несколько вопросов депутаты проскочили, что называется, без сучка и задоринки. Заминка случилась на законе «О межбюджетных трансфертах и нормативных отчислениях в местные бюджеты». Заместитель главы администрации Иркутской области Сергей Воронов долго и с выражением читал пояснительную записку к закону. Чтобы депутатам было понятно, о чём идёт речь, сотрудники Сергея Васильевича даже подготовили презентацию со схемами и графиками. В полном соответствии с теорией цвета, в презентации Воронова преобладали расслабляющие коричнево-жёлтые тона. Голос докладчика то мягко и вкрадчиво басил, то звенел торжественным набатом. Наверное, с таким гипнотическим сопровождением можно проголосовать не только за законопроект, но и за текст телефонного справочника.

Если отбросить гипнотические формулировки вроде «межбюджетных трансфертов» или «выравнивание бюджетной обеспеченности», чтобы уменьшить финансовую пропасть между бюджетами «богатых» городов-доноров и «бедных» муниципалитетов, администрация Иркутской области предложила образовать фонды финансовой поддержки поселений – отдельно для области и отдельно для Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Эти фонды формируются из дотаций, которые будут перечисляться поселениям из областного бюджета, исходя из численности проживающих в них жителей и показателей бюджетной обеспеченности.

Бюджетная обеспеченность – это показатель, отражающий стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых за счёт средств соответствующих бюджетов в расчёте на душу населения. Вообще-то в отрыве от прочих показателей бюджетная обеспеченность не является главным показателем. Например, предыдущая администрация Усть-Ордынского Бурятского автономного округа всегда гордилась высокими показателями бюджетной обеспеченности – правда, забывая каждый раз указывать, что эти показатели сформированы не от собственных доходов, а от федеральных трансфертов. Сейчас ситуация изменилась: по УОБАО показатель бюджетной обеспеченности составляет 5 тыс. рублей на человека, а в Иркутской области – 9 тысяч.

Администрация полагает, что за счёт этих мероприятий разрыв в бюджетной обеспеченности в Иркутской области сократится в десять раз. Всего будет «перераспределён» 1 млрд. рублей: 600 млн. – за счёт нового порядка зачисления НДФЛ и 445 млн. – за счёт изменения методики исчисления дотации из фонда финансовой поддержки поселений.

Камнем преткновения становится механизм формирования этих самых фондов. Средства на выравнивание администрация планирует найти в карманах у городов-доноров – изменив правила распределения налога на доходы физических лиц. Сегодня муниципальные бюджеты получают 15 процентов НДФЛ. Администрация предлагает оставить им лишь 10 процентов, а ещё 5 процентов отдать области в те самые фонды выравнивания. Поскольку законопроект, предложенный администрацией, напрямую касается формирования бюджета, Сергей Воронов попросил депутатов принять закон сразу в двух чтениях – до обеда в первом, в обеденный перерыв провести заседание бюджетного комитета и выйти к вечеру на второе чтение. Это было опрометчивое предложение: ранее мэр Иркутска Владимир Якубовский уже заявлял, что областной центр потеряет примерно 800 млн. рублей ежегодного дохода, и было ясно, что иркутское лобби не сдаст бюджет города без боя. В качестве утешительного приза Воронов обещал депутатам городов-доноров, что городские программы будут финансироваться из областного и федерального бюджетов – например, строительство моста через Ангару в областном центре.

И был бой. Геннадий Истомин заявил, что, по его данным, в муниципальных образованиях накоплено кредиторской задолженности на 5 млрд. и заткнуть эту дыру 600 млн., изъятыми у тех, кто работает и реально наполняет бюджет области доходами, невозможно. Помимо этого по просьбе Законодательного собрания законопроект был проанализирован специалистами Московского центра фискальной политики. Они подтвердили опасения: предложенная методика распределения средств такова, что Законодательное собрание не сможет влиять на распределение средств среди территорий, а увидит эти деньги только в отчёте по исполнению областного бюджета.

С пламенной речью выступил депутат Гайдар Гайдаров, который заявил, что ещё два года назад обращал внимание администрации, что большинство муниципалитетов не умеют работать с налогом на доходы физических лиц – и от того не получают налог. В то же время в Иркутске за это время налоговая база по НДФЛ увеличилась на 30%. Это произошло не вдруг – администрация встречалась с предпринимателями, объясняла, что нельзя налоговой показывать мизерные фонды заработной платы, по сути, заставляла платить людям «белую» зарплату. И вот итог? Негодованию Гайдарова не было предела: «Мост? Мост нам уже обещал президент Путин. Сначала заберите все наши объекты в свою областную инвестиционную программу – и тогда забирайте свои 600 миллионов».

Спикер Законодательного собрания Виктор Круглов сохранял спокойствие. Подводя итог дискуссии, он сказал, что ещё сегодня утром полагал, что по этому законопроекту можно пойти навстречу администрации. Однако выступления его коллег выглядели достаточно убедительно, и сейчас он полагает, что принятие документа сразу и в первом, и втором чтении преждевременно. На том и порешили: законопроект приняли в первом чтении, а окончательное обсуждение отнесли на осень.

Фото Николая БРИЛЯ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры