Вместе или раздельно?
На заседании комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Законодательного собрания Иркутской области, состоявшемся вчера под председательством заместителя председателя Законодательного собрания Людмилы Берлиной, главной темой стало обсуждение очередной редакции законопроекта «О статусе и границах Шелеховского городского округа Иркутской области». Напомним, что десять дней назад законопроект уже рассматривался комитетом, однако прокуратура и правовое управление собрания указали разработчикам на ряд недоработок в тексте закона. Теперь указанные недочёты исправлены и законопроект внесён в Законодательное собрание повторно.
Однако даже в новой редакции предложение объединить Шелеховское и Большелугское городские поселения с Олхинским, Подкаменским, Шаманским и Баклашинским сельскими поселениями в один городской округ не встретило понимания ни у юристов Законодательного собрания, ни у прокуратуры.
Начальник правового управления ЗС Ирина Гартнер обратила внимание разработчиков на то, что закон допускает вхождение в состав территории городского округа территорий, предназначенных для развития его инфраструктуры, но не распространяется на целые муниципальные образования. Для включения таких образований в состав округа требуется утверждённый генеральный план развития города. Нет плана – объединение является незаконным. Кроме того, на сегодняшний момент в федеральном законодательстве вообще не прописана процедура упразднения муниципального района. Да и при формулировке вопроса, внесённого на голосование в марте, никто не интересовался у населения, заинтересовано оно в ликвидации района или нет.
Наконец, юристы правового управления усомнились в том, что именно произошло 11 марта: местный референдум или голосование по вопросам преобразования муниципальных образований, проведённое по правилам местного референдума. Проанализировав федеральные законы, юристы склонились ко второму варианту и сочли, что с формальной точки зрения результаты голосования не влекут за собой обязанность принятия закона. Заключение прокуратуры, если опустить юридические тонкости, сводилось к тому, что предложенный законопроект не может быть принят. С ними солидарна и администрация Иркутской области.
Сторонники объединения старались обойти юридические тонкости и напирали на необходимость решения вопроса по существу. Большая часть полномочий, возложенных на муниципальные поселения, не соответствует их доходной базе. Бюджеты поселений, за исключением собственно Шелехова, дефицитны, не хватает денег на элементарные нужды. Кроме того, по мнению Руслана Болотова, мэра города Шелехова, раздел единых систем жизнеобеспечения (электро-, водо- и теплоснабжения) приведёт к резкому, в разы, увеличению тарифов: «Если вы думаете, что перед нами стояла политическая задача создать прецедент нарушения федерального закона, то вы ошибаетесь. Мы действуем в интересах жизнеобеспечения населения». Депутат Законодательного собрания Игорь Гринберг высказался более категорично и заявил, что в происходящем для него нет ничего нового: «Нет политической воли у власти – нет и решения. А население уже высказало свою позицию».
По результатам итогового голосования членов комитета принято решение: несмотря на отрицательные заключения, поступившие от администрации, правового управления ЗС и прокуратуры, вынести обсуждение законопроекта на сессию Законодательного собрания.