Клиент не всегда прав
Современный конкурентный рынок устанавливает свои правила, в том числе и в сферах, весьма далёких от привычной трактовки. Например, в энергетике. Зачастую отношения между поставщиками и потребителями складываются не всегда идеально, как хотелось бы. К примеру, на самом высоком уровне сейчас говорят не только об ответственности поставщиков, но и об ответственности потребителей. В том числе и энергоресурсов. Часто случается так, что нарушения договорных обязательств со стороны клиента не только влияют на ход рыночных отношений, но и могут послужить окончанием предоставления услуг (товаров) последним. Обычный потребительский рынок услуг пытается завоевать доверие клиента, которое, как известно, достигается не без помощи различных программ лояльности. Однако в электроэнергетике используются несколько иные методы поощрения добросовестных и ответственных потребителей.
Для крупных потребителей сам по себе статус партнёрских взаимоотношений с энергоснабжающей организацией немаловажен, а символическое поощрение и упоминание в средствах массовой информации служат лишь дополнительным бонусом. При этом помимо таких критериев оценки, как полнота и своевременность оплаты потребляемой энергии, приоритетное значение имеет соблюдение условий и требований договора энергоснабжения, которые зачастую не исполняются некоторыми потребителями.
В Иркутске 3400 юридических лиц имеют договоры на энергоснабжение с фирмой «Энергосбыт» ОАО «Иркутскэнерго». Как правило, договор предусматривает выполнение не только обязательств по оплате потреблённых энергоресурсов, но и соблюдение технических правил, прописанных в нормативных документах. При периодических обходах потребителей выявляются нарушения, результатом которых может быть дисбаланс отпущенных и потреблённых энергоресурсов.
Так, при очередной проверке выставочного комплекса «Сибэкспоцентр» было выявлено нарушение по потреблению горячего водоснабжения, в частности, нагрузка на ГВС превышала ту, что прописана в договоре, в два раза. Фирма «Энергосбыт» выдала «Сибэкспоцентру» предписание, согласно которому необходимо либо ограничить (снизить) потребление до договорной нагрузки, либо получить разрешение и согласование в установленном порядке на дополнительный отбор мощности на нужды ГВС. А пока для «Сибэкспоцентра» введены ограничения до устранения замечаний по снижению нагрузки по ГВС до договорной мощности.
Также ещё выявлено нарушение у крупного предприятия по переработке вторичных металлов «Вторчермет» — отсутствие допуска Ростехнадзора на существующую электроустановку, без которого эксплуатация установки категорически запрещена, в том числе в целях безопасности. Здесь же выявлены два нарушения в части средств измерения – отсутствие пломб на трансформаторах тока и отсутствие госпроверки измерительного комплекса. В связи с чем фирма «Энергосбыт» выдала предписание на устранение вышеуказанных нарушений в течение двадцати дней. По истечении этого срока будет организована контрольная проверка, и в случае невыполнения предписания потребителю будет произведён перерасчёт за отпущенную электроэнергию. Таковы требования ст. 15 п. 4.2 закона РФ «Об обеспечении единства средств измерений», а также п. 4.6 «Правил устройства электроустановок» и п. 2.11.9 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей».
Самое очевидное, что потребители (клиенты, покупатели) сами заинтересованы в чётком исполнении норм законодательства в такой важной сфере, как энергетика. Не секрет, что большинство аварий или повреждений случается как раз из-за недосмотров, недочётов или просто халатности ответственных лиц. Но что ещё более важно, именно в рыночных условиях пунктуальное исполнение требований договора ведёт к прямой экономии благодаря оперативному и качественному учёту, позволяет выявлять лишние потери и тем самым сокращать собственные издержки на производстве. А это уже совсем другой рынок — цивилизованный.