Подарить детям праздник
Уроки водной физкультуры в иркутской гимназии №3 – настоящий праздник для школьников. Ведь проводит их Алексей Алексеевич Зайчиков, победитель Всероссийского конкурса «Мастер педагогического труда по учебным и вне- учебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы». Конкурсное жюри особенно оценило урок, проведённый Алексеем Алексеевичем во втором, практическом, туре. И первый мой вопрос был о том, что же это за урок такой и в чём его оригинальность.
— В игровой форме (а это было импровизированное путешествие на остров Здоровья) я показывал те методы и приёмы, которые использую на обычном своём занятии. Во-первых, все уроки я провожу под звуковое сопровождение. Согласитесь, плавать под музыку намного интереснее и приятнее, чем просто так. Во-вторых, я устраиваю ребятишкам настоящую водную релаксацию, и, в-третьих, я «смешиваю» детей разного возраста. На показательном уроке у меня было две команды: в одной – взрослые юноши и маленькие девочки, в другой – маленькие мальчики и девочки-старшеклассницы. Я сам был «старым капитаном»: в форме, на груди у меня висела боцманская дудка, на плече сидел попугай (игрушечный, конечно!), а в руках я держал настоящую морскую карту. После разминки мы «добывали деньги для плавания». Я рассказал историю про затерянный на дне «океана» сундук с золотом. «Сундук» нашли, а вот двадцати семи монет недосчитались. Ребята ныряли за монетками, демонстрируя жюри такой элемент, как «доставание предметов со дна бассейна». Когда все «препятствия» остались позади и мы благополучно «причалили» к острову Здоровья, я каждому «матросу» подарил по настоящему банану.
Алексей Алексеевич Зайчиков победил съехавшихся со всей России лучших преподавателей физкультуры. Это были сильные соперники. Однако он считает, что у коллег было чему поучиться. Такое состязание специально для преподавателей физкультуры проводится раз в три года, и Алексей Алексеевич в 2003 году тоже вошёл в пятёрку лучших. А вот в этот раз он – лучший из лучших! Его победа не случайность, а результат настоящего творческого труда, доказательство того, что урок физической культуры в школьном расписании может и должен занимать достойное место. А ещё его нынешняя победа – свидетельство истинного призвания, без которого вообще невозможно работать в школе, о каком бы предмете ни шла речь.
Требовательный ли он учитель? Как ответить на этот вопрос? Увлечение его учеников плаванием говорит о многом. Он никогда не повышает голос на ребят, но дисциплина на его уроках строгая. Замечания делает нечасто, но всегда по делу – если кто-то не в меру разошёлся и нужно призвать к порядку. Главное, у Алексея Алексеевича настоящий контакт с учениками, а когда есть взаимное уважение, замечания учителя воспринимаются как должное. Да и метод у него свой. Он старается показать и доказать детям, что физкультура – это интересно, полезно, даже престижно. Престижно, потому что она дарит человеку здоровье, без которого в жизни мало чего можно добиться.
Один из его «секретов» я всё-таки раскрою. Он никогда не заставляет ребёнка «лезть в воду». Прекрасно понимая, что такое страх воды, Алексей Алексеевич в качестве «наглядных пособий» использует надувные игрушки — все эти пёстрые мячи, шары, фигурки. Наступает момент, часто не на первом и даже не на втором уроке, когда нерешительному мальчишке или робкой девчонке надоедает сидеть «на скамье запасных», со стороны наблюдая за весёлой вознёй одноклассников в бассейне. И они делают первый шаг, потом ещё один и ещё. И вот уже нет этого страха, и ребёнок раскован, бодр, потому что вода – настоящая волшебница и целительница: она даёт силы, уверенность в себе и радость движения.
Я слушаю лучшего в России учителя физкультуры Алексея Алексеевича Зайчикова и думаю о том, как мало нашим детям отпущено времени именно на свободу движения. Сидячий образ жизни — и в школе, и у домашнего «телека» или компьютера. Стоит ли удивляться тому, что среди подростков почти нет абсолютно здоровых детей? Всё-таки школьная программа недостаточно продумана, если урокам физкультуры в ней отведены считанные часы. Правда, дело не только в количестве уроков – мало ли мы знаем примеров, когда эти уроки скучны и смахивают на принудиловку, от которой так хочется отвертеться? Рискну сказать, что мало в нашей школе таких увлечённых и вдумчивых преподавателей физической культуры, как победитель Всероссийского конкурса Алексей Алексеевич Зайчиков. И в этом большая проблема. Так что можно считать, что ребятам из иркутской гимназии № 3 с учителем просто очень повезло. Им можно позавидовать.