издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Испытания для будущих водителей

Заявления высших чинов ГИБДД об увеличении сроков обучения в автошколах прозвучали ещё в начале года и до сих пор будоражат страждущих получить права на управление автомобилем. В автошколы хлынул поток слушателей. Однако сдать экзамены только первое испытание. Затем нужно отстоять огромную очередь, чтобы получить вожделенное удостоверение. О сложившейся ситуации и о том, какие перемены ждут будущих водителей, рассказал начальник межрайонного экзаменационного отдела ГИБДД при ГУВД по Иркутской области подполковник милиции Николай Пермяков.

— Предполагается ли увеличение сроков обучения в автошколах?

— В начале года, действительно, на уровне правительства было объявлено, что предстоит увеличение срока обучения. Но пока больше никаких шагов предпринято не было. Никаких решений, приказов мы не получали.

Как только такое заявление прозвучало, люди ринулись учиться, сдавать на права. Честно говоря, мы оказались не готовы к такому наплыву народа. Одних водительских удостоверений мы выдаём 160-170 в день, принимаем экзамены у 60-80-ти человек. На моей памяти никогда такого не было. Раньше максимум 30 человек приходило на экзамены. Отсюда и очереди. В прошлом году, по сравнению с 2005 годом, мы в три раза больше приняли экзаменов и выдали водительских удостоверений. Только за половину этого года мы уже перекрыли прошлогодние цифры. А количество личного состава у нас не меняется уже лет 10-15.

— В чём же причина такого ажиотажного спроса? Неужели люди настолько боятся ужесточения норм сдачи экзамена и увеличения сроков обучения?

— Наверное, это был бы слишком простой ответ, и не совсем корректный. Причин несколько. У нас становится всё больше и больше машин – это бесспорный факт. Каждый день в Иркутске минимум 300 автомобилей становится на учёт. А ведь мы ждём грядущий обмен водительских удостоверений в 2009 году. В 1998-1999 году у нас уже был такой массовый обмен, мы по тысяче удостоверений в день выдавали. Эта работа велась в течение полугода. Тогда управление ГИБДД нашло выход. Этим выходом стала организация по городу специальных филиалов, которые меняли удостоверения. Привлекали сотрудников других подразделений. В 2009 году будет примерно такой же ажиотаж. Так что ещё одна причина поторопиться, получить права сейчас – не попасть в эту волну. Там уж действительно сложно будет всем: и нам, и автовладельцам. Когда начинается такая горячая пора — ни дня, ни ночи не видим. Помню, в 1999 году мы «водительские» выдавали, сидели до трёх часов ночи, пока компьютер не сломался. Техника не выдерживает, а люди – должны выстоять.

— Как будете справляться в 2009 году? Личный состав не увеличится?

— Сейчас мы открыли второе «окно», чтобы принимать людей всё-таки быстрее. И это всё, что мы можем сделать. На данный момент количество личного состава и количество операторов осталось прежним. На самом деле все проходят, но очереди, конечно, большие. В настоящее время проверяем документы, принимаем экзамены и выдаём водительские удостоверения в течение одного дня.

Работа у нас специфическая. Большая ответственность документы готовить. Есть операции, которыми владеет узкий круг личного состава. Любого милиционера сюда не посадишь.

— На ваш взгляд, нужно ли увеличивать срок обучения, ужесточать правила?

— Думаю, увеличение срока обучения всё же будет введено. В правительстве идёт такая работа. И я думаю, это нужно делать, ведь количество ДТП растёт неуклонно, статистика очень печальная. Увеличивается смертность при ДТП, число пострадавших. И мы считаем одной из причин этого слабый уровень подготовки водителей. Если мы увеличим срок обучения, ужесточим условия сдачи экзаменов, ситуация на дорогах должна измениться к лучшему.

Но с другой стороны, очень часто дело даже не в том, что люди ездить не умеют. Водители со стажем, опытные водители нарушают правила не оттого, что не знают, а сознательно игнорируют их. Новички как раз первые два-три года ездят очень аккуратно. А потом бдительность у них притупляется, они начинают чувствовать себя на дороге уверенно и показывают свою «удаль». Многим это стоит жизни и здоровья. Наверно, у нас менталитет такой. Это означает только одно: работать нужно во всех направлениях – и учить лучше, и спрашивать строже за нарушения.

— Наверное, вы правы. Недаром говорят: «какой русский не любит быстрой езды». Но как тут не вспомнить о второй национальной беде – о дорогах.

— Отчасти и в них причина такой плачевной ситуации. У нас в городе один подземный переход на Волжской, а их давно должно быть гораздо больше. И сами дороги пора расширять, обустраивать тротуары, устанавливать ночное освещение дорог. Поток слишком большой для наших улиц. Но это уже отдельный разговор.

— Очень много аварий происходит с участием общественного транспорта. Будет ли вводиться какое-то ужесточение при получении прав категории «Д»?

— Это действительно больной вопрос. К счастью, такое движение идёт, но когда это будет сделано – пока неизвестно. Раньше, например, профессиональные права категории «Д», которые давали право перевозить пассажиров, нельзя было просто «получить». Их нужно было именно «заработать». Водитель должен был иметь большой стаж работы, должен был сначала грузы повозить. Потому что возить людей — большая ответственность. Представьте, водитель большого автобуса отвечает за десятки человеческих жизней.

Сегодня обучение идёт быстро, возрастного ценза нет. Исполнилось парню 20 лет, он может получить права категории «Д» и спокойно работать водителем автобуса. И пассажиры доверяют ему свою жизнь, а способен ли он взять на себя такую ответственность? Я не говорю даже о профессиональных качествах, а просто по-человечески. Он ещё водить толком не умеет, стажа у него мало, разве он может считаться профессионалом?

— Будет ли вводиться раз-граничение прав на автомобили с механической и автоматической коробкой передач?

— Пока нет. Автомобилем с автоматической коробкой управлять, конечно, легче. Но будущий водитель обязан овладеть первоначальными навыками езды на «механике». В автошколах нужно обязательно определённое количество часов отъездить на автомобиле с «механикой». Сдавать экзамен можно и на «автомате», но одно упражнение – «горка» – всегда сдаётся на «механике». И тут сразу человека видно, как он ездит.

— Сколько в Иркутске автошкол?

— Лицензию имеют 25 заведений. В месяц крупные автошколы выпускают по 120 — 140 слушателей. Крупных школ не много. Но и более мелкие успешно существуют, и мы с ними тоже работаем. Кстати, те из них, которые ещё в прошлом году в месяц выпускали по 5-6 человек, в этом году выпускают по 50-60 человек. Поток у всех увеличился.

— А самостоятельно подготовиться и сдать экзамены можно? Или нужно обязательно пройти курс обучения в автошколе?

— Да, законодательство допускает такую форму, и она у нас пользуется спросом. При самоподготовке можно самостоятельно изучить правила дорожного движения, выучить билеты. Но курс вождения рекомендуется пройти в автошколе, то есть «откатать» определённое количество часов под руководством профессионального инструктора. В автошколе также требуется пройти курс обучения первой медицинской помощи. Кроме того, нужно обязательно пройти медкомиссию, написать у нас заявление на сдачу экзамена экстерном, ну и, собственно, сдать экзамен. Каждую среду примерно 30 человек сдают экзамен таким образом. Обычно они показывают неплохие результаты. Люди, которые на свои силы не надеются, идут в автошколы, не рискуют браться за самоподготовку.

Беседовала Елена ТРИФОНОВА, «Восточно-Сибирская правда»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры