Внимание: дорога!
Общеизвестно, что одной из главных причин бедственного положения наших дорог является более чем скромная цифра, занесённая в бюджетную строку, посвящённую их ремонту. Поэтому обнадёживает известие, полученное в мае этого года из Москвы. В будущем году Иркутск и посёлок Усть-Ордынский получат более 500 миллионов рублей на ремонт и восстановление дорог. Впервые за последние годы столица (по инициативе партии «Единая Россия») выделила на эти цели солидные средства, адресованные городам, в которых проживают менее миллиона человек. Важно только, чтобы эти средства помогли дорожникам решить качественную сторону вопроса.
Чтобы умножить рубль
О других причинах, порождающих преждевременные ухабы на наших улицах, мы попросили рассказать секретаря политсовета единороссов города Иркутска, Почётного дорожника России, вице-президента Союза дорожников, директора Иркутского завода дорожно-строительных машин Ефима Цодиковича Дынкина. Приведём в кратком изложении его взгляд на проблему.
— Если говорить о причинах… По специфике своей работы я знаю: они общие для России… Одну из главных вы только что назвали – это острый, острейший недостаток выделяемых на строительство и ремонт дорог средств. Притом очевидно, что каждый миллион, вложенный в это дело, возвращается в экономику почти пятью миллионами. Разве это не мощный стимул развития индустрии, сельского хозяйства и, как следствие, весомый вклад в решение целого комплекса социальных программ: жильё, здравоохранение, новые рабочие места…
Построили очередной участок дороги – рядом появилась заправка и возможность освоить недоступную прежде территорию; выросла цена на землю, а значит, теперь с этой (уже освоенной) территории в бюджет будут поступать дополнительные налоги. И часть из них снова пойдёт на дорожное строительство. Убеждён: дорожная инфраструктура должна идти впереди экономики.
Специфика нашего города
Каждый город имеет свою специфику. Почти под каждой иркутской дорогой проложены инженерные коммуникации. Большинство иркутских дорог построены без водоотливов. Отсюда разрушение полотна, просадки, провалы. И здесь грешно сетовать на природные условия. В Канаде такой же, как и у нас, климат и… прекрасные дороги. Конечно, построенные при соответствующих затратах и совершенных технологиях. Думаю, что дополнительные средства, которые будет теперь получать Иркутск, дают возможность преобразовать наш город в лучшую сторону. Повторюсь: главное, чтобы каждый вложенный в это дело рубль был рационально использован.
Важно, чтобы дорожники не просто приходили на ремонтируемый участок: вскрыл старое покрытие, набросал новое, прикатал его, как нерадивая хозяйка пыльный стол скатёрочкой прикрывает. Всё должно начинаться с диагностики ремонтируемого участка дороги с последующим выбором соответствующих технологий. С максимальным использованием научно-технического потенциала. С конкретным планом, какие меры необходимо предпринять, чтобы дорога после ремонта служила не месяцы, а годы. Какие выбрать смеси, какую толщину дать полотну, чтобы усилить его несущую способность…
Критерий оценки
— Ефим Цодикович, город скоро получит из федерального бюджета полмиллиарда рублей. Именно на реанимацию своих бедствующих дорог. Вы верите, что они будут реализованы рационально? Со знаком качества, как говорили прежде.
— Подводя итоги своей работы, дорожник не должен с гордостью рапортовать, что освоил все выделенные ему средства. Не это критерий оценки его работы. Важно, чтобы он приобрёл репутацию профессионала с большой буквы. И когда он скажет: «Участок дороги на улице Советской сдал! Качество своей работы на пять лет гарантирую. Перехожу на улицу Пискунова» — ему, безусловно, поверят. Лично я верю, что так оно и будет.
А пока что мы говорим о необходимости контроля за этой работой… Выделены большие средства, которые не просто будут «освоены», а должны обернуться конкретным результатом. Дорогами, которые бы соответствовали требованиям двадцать первого века. Вот почему городское отделение партии «Единая Россия» приняло решение создать общественную комиссию, которая будет «сопровождать» дорожников на всём протяжении их работы. С момента получения средств до конечного результата — разрезания традиционной ленточки…
В принятом нами решении есть очень важный момент: обратиться к жителям города, попросить их принять активное участие как в определении наиболее нуждающихся в ремонте дорог областного центра, так и в процессе приёмки их… Чтобы получить объективную и беспристрастную оценку качества.
Главное — качество
С таким же вопросом: «Вы верите?» — мы обратились и к Сергею Мутовину, заместителю председателя Законодательного собрания, члену политсовета партии «Единая Россия», Почётному строителю России.
— Наша партия вышла с инициативой профинансировать ремонт и строительство дорог в административных центрах регионов, а значит, взяла на себя всю ответственность за успешное решение этой важной задачи. Успешное – значит качественное. Чтобы добиться этого, было принято решение взять под контроль это важное направление работы. У нас это — Иркутск и Усть-Орда. Если говорить конкретно об Иркутске… Секретарям местных отделений «Единой России» дано поручение привлечь специалистов, независимых экспертов к контролю качества выполненных работ и финансирования улично-дорожной сети областного центра. И знать мнение людей, прежде чем определять приоритеты. Важно добиться, чтобы средства расходовались рачительно, рационально. В дальнейшем партия возьмёт под контроль развитие всей дорожной сети России. При таком отношении к делу на ваш вопрос может быть только один ответ: «Да, я верю…». Должен сказать, что уже в прошлом году Иркутск обновил несколько своих улиц. Но обновление коснулось только центра города. А сделаешь шаг влево, шаг вправо… Там ни один враг не пройдёт.
Проблема местного значения?
— Конкретным примером может послужить улица Ядринцева и кусочек улицы Пискунова, «обречённые» годами дожидаться своей очереди на минимум благоустройства. Там новые красивые дома, но нет тротуаров, а пространство, на котором они должны располагаться, даже не засыпано щебнем. Весной и в дожди там не лужа – целое озеро. И нужно видеть, как мамы с колясками и ученики 23-й школы бегут по проезжей части, чтобы не быть залитыми потоками грязи или не попасть под колёса лихому автомобилисту. Но этот уголок города едва ли попадёт в схему дорожного благоустройства 2007 года. Как может быть решена подобная проблема?
— Не думаю, что эта проблема связана с финансированием, о котором мы говорим. Убеждён, что она вполне разрешима на уровне руководителя округа или начальника отдела коммунального хозяйства. Здесь нужны небольшие затраты и минимум внимания специалистов, ответственных за благоустройство своего района. Главное, чтобы они ответственно относились к выполнению своих обязанностей.
«Единая Россия» приняла программу
Если же говорить о проблеме в целом… Она родилась не сегодня… Значительно раньше, чем крылатая фраза о двух бедах России. Но мы говорим о своём времени… Проблема стала нарастать после того, как были ликвидированы федеральные и территориальные дорожные фонды, предусматривающие целевое финансирование строительства, реконструкции и содержания автодорог. Новый принцип финансирования дорожной отрасли привёл дорожную сеть к состоянию, которое справедливо назвать удручающим. Это можно подтвердить на примере нашего региона, которому на протяжении шести лет (ежегодно) выделялась одна и та же (без учёта инфляции) сумма.
Нужно сказать, что в дорожной отрасли показатель инфляции вдвое больше среднего. Ведь основные затраты в ней связаны с ГСМ, с ценами на них, которые опережали возможности начинающей приходить в себя экономики. И если прежде дорожники прокладывали более сорока километров автомагистралей в год, после ликвидации фондов они едва «вытягивали» двадцать. К сожалению, проблема не потеряла своей остроты и теперь. Вот почему «Единая Россия» приняла программу, ориентированную на возрождение отрасли, и мы видим первые результаты нашей инициативы.
Появляется ясность и по федеральным дорогам. Есть конкретные деньги, заложенные в трёхлетнем бюджете. А это гарантия для подрядчика, который будет уверен, что по истечении года работы финансирование его участка дороги не будет свёрнуто. К сожалению, такой нерадостный опыт тоже приобретён нами. Взять хотя бы примером эпопею с обходом Тайшета. Строился почти двадцать лет. Проложены километры трассы, три мостовых перехода, путепровод. Были затрачены (а по сути, зарыты в землю) огромные средства. А дорога не работала. А значит, не окупала себя. Более того, после свёртывания строительства не была законсервирована, разрушалась.
В пределах разумной достаточности
— В нашей области много городов, и каждый из них (в той или иной мере) испытывает на себе проблему бездорожья. Счастливый выбор пал на административный центр региона. Назовите аргументы в пользу Иркутска.
— Моё мнение: проблему нужно решать во всех городах области. Но… пока недостаёт средств. Поэтому мы начали с областных, краевых и окружных центров, испытывающих на себе особенно большую нагрузку. При этом было учтено, что из всех существующих дорожных сетей самое слабое звено – уличная сеть. Возьмём Иркутск. Когда видишь бесконечный поток машин, создаётся впечатление, что однажды город парализует одна большая пробка. И это не только на магистральных улицах. Автомобилей становится всё больше, и впереди бесконечное продолжение их числа.
Немаловажно и то, что в Иркутске проживает более четверти населения области. Главное, начало положено. И это только первый шаг в решении общей проблемы дорог Приангарья. И в целом дорог России… Следующий будет сделан в направлении других городов региона. Каких именно и как скоро? Всё будет зависеть от средств, выделенных на решение этой задачи. Наша партия продолжает работу над программой, посвящённой будущим дорогам России.