Запретные темы
О чём не говорят кандидаты в президенты
Боб Бейти — доцент факультета политических наук университета Уошбёрн (Washburn University), читает курс международной политики в США и избирательный процесс. Консультант Международного политического клуба.
В Иркутске Бейти побывал по приглашению факультета сервиса и рекламы Иркутского государственного университета, где он прочитал несколько лекций об американской внутренней политике и о том, как изменение образа жизни американцев отражалось в рекламе американских брэндов – например, джинсовой одежды. Сам Бейти говорит, что поездка дала ему яркие впечатления от посещения «нестоличной России» и после возвращения в США он постарается обобщить их в своих лекциях.
Достаточно много внимания в своих лекциях Боб Бейти уделят формированию стереотипов – тому, как они трансформируются в визуальные образы, рекламные слоганы и даже политические программы. Именно поэтому нашу беседу мы начали с обсуждения роли стереотипов в политике.
— Скажите, Боб, есть устойчивое представление, что в Америке очень сильны стереотипы в восприятии других стран, в том числе и России. Что думает современный американец о нашей стране?
— Я думаю, большинство американцев вообще не имеют понятия, что такое Россия, или имеют очень общее представление. Люди помнят, что раньше Россия была очень закрытым обществом, врагом, но в 90-е годы это представление исчезло. Теперь американские СМИ много внимания уделяют президенту Путину, но не стране в целом. Путин стал своего рода лицом России для многих американцев.
— Насколько среднестатистический американец доброжелателен по отношению к человеку другой страны, другой культуры? Не так давно многие посмотрели кинокомедию «Борат» и нашли, что юмор в отношении чужаков может быть довольно агрессивным. Насколько это соответствует истине?
— Ну, во-первых, исполнитель роли Бората – английский актёр (смеётся). Я полагаю, американский зритель не увидел в фильме «Борат» русских. В набор стереотипов о России входит представление о том, что русская культура достойна уважения, что страна освоила космос, что в советские времена Россия была очень развитой, продвинутой. «Борат» – это подшучивание над такими странами, как Албания. О странах, про которые средний американец вообще ничего не знает. Кстати, кроме фильма существует ещё и телевизионное шоу. Это иногда интересно — как этот персонаж, делая порой странные вещи, всё же пытается заставить людей быть честными. Но, насколько я знаю, к ТВ-шоу многие американцы относятся негативно.
— Будет ли звучать российская тема в повестке дня президентских выборов в США?
— Конечно, кандидат от демократической партии будет критиковать Россию. Например, когда по телевидению будут проходить дебаты между представителями от республиканской и демократической партий, я могу гарантировать, что вопрос о России будет поднят. Сегодня в США активно обсуждается тема свободы российских СМИ. Я думаю, причина в том, что американские СМИ заинтересованы в этой теме. СМИ во многом определяют отношение американцев к той или иной проблеме. Например, в России обсуждается позиция Польши, а в Америке ни один американец не задаётся этим вопросом. Серьёзно, если вы спросите обычного американца, как он относится к польско-российским отношениям, он не ответит ничего. Но если вы спросите того же американца, что он знает о СМИ в России, то любой скажет: «Да, я что-то слышал об этом». Поэтому, если говорить об имидже России, большинство людей слышали о том, что СМИ сейчас не являются настолько свободными, насколько они были ранее.
Но всё-таки отношения с Россией не самый главный вопрос предвыборной кампании, это несущественно. Важнейшей темой будет ситуация в Ираке, где существует чёткая разница в позициях демократов и республиканцев. Демократы будут говорить, что необходимо отозвать войска, республиканцы будут настаивать на том, что их необходимо оставить в Ираке. Это проблема номер один в политической кампании.
Будут и другие вопросы — здравоохранения, энергетических и газовых ресурсов, налогов и экономической политики. Это те проблемы, которые побудят избирателей к голосованию. Особенно здравоохранение.
— Если говорить о политической практике, есть ли в американской политической культуре стандарты, которые политик преступать не может никогда? Такие вещи, которые он никогда не скажет или не сделает?
— Я думаю, американские политики никогда не будут фотографироваться или появляться на публике с сигаретой. Например, один из кандидатов в президенты Барак Обама курит, но вы никогда не увидите ни фотографию, ни видеозапись, на которой бы он курил. Это странный пример, но это вещь, которая может повлиять на выбор людей. Если кандидат продолжает курить, но при этом произносит речь о здоровье и о состоянии окружающей среды, никто ему не поверит. Таким образом, личная жизнь должна последовательно соотноситься с политикой, проводимой кандидатом, и он всегда попытается скрыть то, что ей не соответствует.
Абсолютно запрещены любые действия или высказывания, так или иначе соотносящиеся с расизмом. Любое действие кандидата, любые его слова, даже упоминания, в которых содержится хотя бы намёк на расовую или культурную неприязнь, будут оценены отрицательно. Например, один из кандидатов в своём высказывании в адрес Барака Обамы допустил фразу: «У него очень хорошая артикуляция…» (Обама — афроамериканец. — «Конкурент»). Его сразу же переспросили: «Что вы имеете в виду, что обычно чёрные люди не говорят хорошо???». «О, нет-нет, — воскликнул кандидат, — я лишь хотел сказать, что Барак Обама говорит очень хорошо!» Поэтому всё, связанное с расами, может очень задеть, особенно в речи демократа, поскольку 90% чёрного населения голосует именно за демократов.
В свою очередь республиканцы избегают всего, что так или иначе противоречит религии, поскольку для демократической партии очень важна поддержка религиозных слоёв населения. Если вы, к примеру, оскорбите христианство, то лишитесь очень важной поддержки и окажетесь в неприятной ситуации. На CNN один из христианских лидеров высказался следующим образом: «Джулиани не победит, потому что он выступает за аборты». Поэтому вы должны быть очень осторожны по поводу религии, если вы республиканец, и по поводу расизма, если вы демократ.
Очень многие американцы в США употребляют ругательства. Конечно, политики постоянно используют их в неофициальных диалогах, президент Буш, например, тоже использует их. Но вы никогда не должны употреблять эти ругательства на публике. Даже если американцы знают, что все употребляют эти ругательства, ситуация та же, что и с курением: если ты политический лидер – ты никогда не должен браниться на публике. Это запрещено.
— Кстати, каково отношение к президенту Бушу у основной массы американцев?
— Во-первых, я скажу, что достаточно большое количество американцев — не все, но многие — никогда не будут критиковать президента, когда находятся в другой стране. Это своего рода культура. Однако если говорить об Америке… В целом, если вы республиканец… Ну, вы знаете, что республиканцы поддерживают Буша. Но если вы демократ, то вы никогда не будете поддерживать президента Буша. То есть важна приверженность определённой партии. Поэтому я не могу ответить за среднестатистического американца. Тем не менее я бы сказал, что обычный американец разочарован тем, что война в Ираке продолжается, затягивается. И даже те люди, которым нравится президент Буш и которые проголосовали за него дважды, недовольны тем, что война продолжается и что дела идут не очень хорошо.
— Вы много работали в Гонконге. Как, с точки зрения американца, отличается российский менталитет от, например, китайского?
— Китай сейчас переживает эпоху расцвета, резкий подъём деловой активности в такой форме, которой мир ещё не видел. Это период невероятного роста, люди работают очень усердно. Но в Китае нет политики как таковой, это экономика, экономика и ещё раз экономика. Цена, которую они заплатят за это, не обсуждается, этот вопрос откладывается на потом, в то время как в России, как и во многих других странах, политика является частью общественной жизни. Российская внутренняя политика более сложная, это обусловлено самим фактом существования различных политических партий, средств массовой информации, свободного доступа к Интернету. Китай — это страна, которая теряет многое из того, что является частью общественной жизни в России, Америке и европейских странах.
Зато это очень впечатляет, когда вы приезжаете в Китай спустя некоторое время после того, как уже там побывали: вы обнаруживаете, что всё изменилось, всё развивается огромными темпами. В некотором смысле Китай и Россия похожи. Например, я был в Венгрии в 1997 году. Это был мой первый опыт посещения развивающихся стран, и я с удивлением обнаружил, что там никто не заинтересован в чём-либо, у людей нет цели. Тогда как в России (особенно это касается Москвы) и в Китае у людей есть цель, они всегда стремятся к чему-либо. Особенно сильно это впечатляет людей, далёких от политики: мой брат-бизнесмен пробыл здесь около двух недель и был очень поражён, когда обнаружил, что его стереотипные представления о России уже весьма и весьма устарели.