Внешнее управление
В 2008 году поселения могут лишиться права на формирование бюджетов
Основной постулат федеральной муниципальной реформы – право каждого поселения на самостоятельный бюджет — с 2008 года во многих деревнях и сёлах Иркутской области станет неактуальным. По новому Бюджетному кодексу несбалансированность муниципалитетов и высокие показатели кредиторки — это основание для введения регионального бюджетного управления. На этой неделе в Иркутске состоялось расширенное заседание бюджетного комитета с Ассоциацией муниципальных образований региона. Ответ на вопрос «Где взять деньги на сбалансированность?» дать не смогли ни депутаты, ни мэры, ни областной департамент финансов. Вывод дискуссии был неожиданным – муниципалитетам посоветовали сократить расходы по минимуму. Но вряд ли эта мера может помочь, к примеру, Катангскому району с дефицитом в 667%.
Как сообщил первый заместитель губернатора Иркутской области Юрий Параничев, несбалансированность местных бюджетов в 2007 году — 9,4 млрд. рублей (с учётом сумм капитальных расходов). Кредиторская задолженность – около 5,6 млрд. рублей.
При этом в 2007 году администрация настроена несколько ужесточить финансовые отношения с муниципалитетами. Заместитель председателя комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Павел Зорин отметил, что общий объём финансовой помощи муниципалитетам в прошлом году составил более 6 млрд. рублей, сегодня же, по данным депутатов, этот показатель в два раза ниже. Глава областного департамента финансов Ирина Бондарева заявила, что в 2007 году увеличатся субсидии на зарплату, а вот бюджетные кредиты, наоборот, не дотянут до показателя прошлого года (2 млрд. рублей). «Мы хотим отходить от практики кредитов», — заявила она.
Как пояснил Юрий Параничев, в 2008 году администрация области надеется пополнить бюджеты за счёт передачи на региональный уровень 5% нормативных отчислений по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). «Учитывая темпы роста доходной базы, несбалансированность в этом году будет точно такой же, как и в прошлом, – не менее 5-6 млрд. рублей, — заявил Павел Зорин. — Тогда зачем мы говорим о 5% НДФЛ? Это 600 млн. рублей, которые закроют только 10%. Где взять остальные 90%?». Параничев бы краток: «Мы возьмём их за счёт дополнительных доходов», однако не уточнил, каких именно. Зато его коллега по областной администрации Сергей Воронов, очевидно, нашёл источник пополнения. На прошлой неделе он заявил: Иркутская область теряет около 20 млрд. рублей из-за вывода за пределы региона налоговой базы вертикально интегрированных компаний и толлинга, сообщил депутатам вице-спикер ЗС Геннадий Истомин. Юрий Параничев комментировать слова коллеги отказался.
Депутатов интересовали и пути закрытия кредиторской задолженности. Ирина Бондарева отметила, что кредиторка «раскладывается» на два блока: долги вновь созданных муниципалитетов и так называемая «старая задолженность», накопленная ещё до муниципальной реформы. Сумма последней – около 1 млрд. рублей, и ни один субъект РФ не имеет столь высокий показатель. Ирина Бондарева сообщила, что департамент финансов планирует провести работу по кредиторке «в рамках себя», то есть в июле посвятить этому специальную коллегию, а затем «отрепетировать» частичное погашение долгов на примере Усть-Илимского района. Глава департамента финансов не исключает, что «ничейная» задолженность может быть списана.
Юрий Параничев заявил, что муниципалитеты должны оптимизировать расходы и наращивать налоговую базу, а местные чиновники – снизить штатную численность и зарплаты. Показательно, что глава Ассоциации мэров Юрий Сюсин комментировать это заявление не стал. Между тем в Катангском районе оптимизировать бюджет придётся примерно в 600 раз, так как там дефицит 667%, в Усть-Уде – 418%. «Все дотационники сидят на фонде поддержки поселений, и от выполнения директив департамента финансов напрямую зависят суммы из этого фонда», — отметил источник в ЗС.
Пока область ищет дополнительные доходы и «репетирует» гашение кредиторки, Бюджетный кодекс ввёл новую норму: с 1 января 2008 года те территории, где объём кредиторской задолженности и кредитные обязательства превышают 30% собственных доходов, теряют право на самостоятельное исполнение бюджета. «Там вводится временное финансовое администрирование», — заявила аудитор КСП Иркутской области Александра Вахрина. Точное количество муниципалитетов, которые могут лишиться самостоятельных бюджетов, она назвать затруднилась, однако привела примеры. В Качугском районе собственные доходы – 20 млн. рублей, «кредиторка» — 100 млн. В Нижнеилимском – 471 и 493 соответственно.
— Я не думаю, что в нашем районе бюджетная политика ведётся неэффективно, — заявил «Конкуренту» мэр Казачинско-Ленского района Николай Наумов. – Учёт, оптимизация налоговой базы – это прерогатива специализированных налоговых органов, почему сегодня этим занимаются мэры? Я не исключаю, что со следующего года во многих муниципалитетах может быть введено региональное бюджетное управление. И думаю, что такой вариант для мэров будет предпочтителен.
«Перевод основных налогов на федеральный уровень поставил нас в нищенские условия, самодостаточны только 3-4 муниципалитета. За счёт чего мы должны увеличивать свои доходы? — спрашивает мэр Ташетского района Анатолий Зелезинский. – Я не могу сказать, насколько эффективным будет введение областного регулирования. Если финансирование останется тем же, то смысла в таком управлении нет. Если же регион готов обеспечивать наши социальные программы, тогда есть смысл отдать право составления бюджета выше».
Павел Зорин, однако, опасений по возможности введения внешнего администрирования не разделяет, называя ситуацию «стандартной». «Инвентаризация «кредиторки» поможет списать часть долга вообще, администрация настаивает на том, что средства для погашения остальной части есть. Кроме того, уже с 2008 года ожидаются дополнительные сборы в бюджет от реализации ряда крупных инвестиционных проектов», — сказал он.