издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Рынок по понятиям

Добрых полтора десятилетия тому назад страна взяла курс на построение рыночной экономики. Новый курс привязали к термину «рынок» вроде бы символично, но где, как не там, царит экономическая свобода. Однако парадокс: чем больше эта самая рыночная экономика набирала обороты, тем больше чах классический рынок. Тот, что в народе принято называть «базар», где рекламой является бойкий голос продавца-зазывалы, а цена зависит от умения торговаться.

В конце прошлого года правительство и депутаты Государственной Думы наконец разобрались в понятиях. В свет вышел 271-й Федеральный закон, и чем ближе день вступления его в силу — 11 июня, тем сильней нервозность в рядах многотысячной армии рыночников области.

Владельцев, рядовых пред-принимателей и продавцов понять легко. Раньше к словам не придирались. Написано «владелец рынка» — бог с тобой, только налоги плати. Фактически под этим словом подразумевалось любое скопище продавцов. Неважно, есть у них кассовый аппарат или нет, всё равно, ютятся ли они в контейнерах или бывшем заводском цеху. Но скоро всё должно измениться: 271-й закон чётко расписывает, что подразумевается под розничным рынком и какие требования к нему предъявляются. По определению, это «имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров на основе свободно определяемых непосредственно в момент заключения договоров розничной купли-продажи». По новым порядкам, если есть ценники и продавец не торгуется, то это уже нечто другое — магазин, торговый центр или комплекс.

— Сегодня в области официально действует 83 розничных рынка, — констатирует заместитель директора департамента экономики Иркутской области, начальник управления потребительского рынка Владислав Буханов. — С одной стороны, если они работают — значит, нужны. С другой стороны, опыт регионов европейской части России показывает, что не в таком количестве. Вакханалия 90-х годов была способом выжить для населения, сейчас другая ситуация и пора переходить к цивилизованным формам торговли.

По словам руководителя службы ветеринарии Иркутской области Бориса Балыбердина, на каждом розничном рынке или временной ярмарке должна быть организована ветеринарная лаборатория. Без ветеринарной экспертизы продуктам животноводства и растениеводства путь на прилавок заказан.

Одним из главных нововведений 11 июня станет форма собственности. С этого времени владеть рынком смогут только управляющие компании (такой формы собственности, как ЧП, не будет). Сейчас, в случае выявления нарушений у предпринимателя, хозяин говорит, что не виноват. Мол, сдал место в аренду — и что там творится, не его дело. Управляющие компании будут нести ответственность за всё, что происходит. Штрафы под миллион рублей говорят о том, что порядка будет гораздо больше. Управленцы будут заинтересованы, чтобы предприниматели были должным образом зарегистрированы, а у их продавцов были санкнижки, чтобы эти самые продавцы не привязывали к весам сосиски.

С указанного числа полномочия выдавать управляющим компаниям разрешения на организацию рынков делегируются в муниципалитеты. Сейчас областная администрация занимается составлением плана размещения рынков в соответствии с архитектурными и строительными нормами. Организационная сторона реформы практически проработана, специалисты говорят, что собрать пакет документов, чтобы заполучить вожделенный статус «управляющая компания», несложно. Однако, отмечают в управлении потребительского рынка, владельцы рынков не особо торопятся.

Законодательно закреплено, что розничный рынок можно назвать ярмаркой и с чистой совестью продолжать торговлю. Правда, всего в течение трёх месяцев. Владельцам нормальных помещений этого времени должно хватить на бумажную волокиту. Но даже самые образцово оформленные бумаги не гарантируют светлого будущего. Ожидается, что в Иркутске из 30 действующих рынков останется не больше 24, в Ангарске и Усолье-Сибирском, соответственно, продолжат работу 8 и 6. А такое понятие, как «контейнерный рынок», должно и вовсе кануть в Лету.

Тем временем ажиотажа на рынках города и области не наблюдается. На что рассчитывают нынешние владельцы рынков: на русский «авось» или на то, что акции протеста многотысячной армии продавцов заставят правительство изменить уже принятые решения?

Фото Николая БРИЛЯ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры