издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Национальную идею подсказывает жизнь

Бич нашего времени

Как свидетельствует статистика, население России перестало воспроизводить себя ещё в середине 60-х годов минувшего века. Директор Российского института демографических исследований Игорь Белобородов утверждает, что «с тех пор российское общество вступило в фазу так называемой латентной (скрытой) депопуляции. Начавшийся в 90-х годах переход из латентной в более болезненную, открытую фазу депопуляции продолжается в данный момент».

На примере Приангарья видно, как обостряется эта ситуация. Проведённые в минувшем году учёными Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН исследования показали: частота бесплодия в браке в разных городах нашей области колеблется от 17,5 до 21%. Практически пятая часть семейных пар вообще не имеет детей!

В конце мая, в самый канун Дня защиты детей, в Иркутске прошла межрегиональная научно-практическая конференция, в злободневности темы которой сомневаться не приходится — «Актуальные вопросы бесплодного брака». Перед её началом ваш корреспондент встретился с руководителем отдела охраны репродуктивного здоровья, заведующей лабораторией гинекологической эндокринологии центра медицинской экологии Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН, д.м.н., профессором Ларисой СУТУРИНОЙ.

— Фактически на нашей конференции, — сказала она, — представлена вся Сибирь: медики-учёные Кемерова, Читы, Новосибирска, Улан-Удэ, Красноярска, Томска. Все сибирские регионы — «товарищи по несчастью»: территории наши огромны, население малочисленно. Если иметь в виду сугубо медицинскую сферу, то на первом месте среди причин бесплодия — женские и мужские воспалительные заболевания, препятствующие наступлению беременности; на втором — разнообразные эндокринные патологии. Нельзя не учитывать специфически «мужской фактор»: по статистике, только 47% мужчин из бесплодных семейных пар здоровы, у остальных проблемы со спермой.

Из названной мной, кстати весьма условной, цифры бесплодных браков (21%) только половина страдающих специфическими заболеваниями обращается за врачебной помощью. И это при том, что в нашем медицинском арсенале сегодня самые современные методы лечения бесплодия, вплоть до искусственного оплодотворения.

Чем объяснить такой феномен? В какой-то степени — безразличием к собственному здоровью: подчас нам, медикам, кажется, что человек, зная о своём недуге, вполне поддающемся коррекции, не заинтересован избавиться от него.

— Не хочется иметь ребёнка?

— Да, очень часто и поэтому тоже! Знамение нашего времени — с детьми можно не спешить; важнее получить образование, устроить карьеру, наконец, просто «пожить для себя». Не те приоритеты в основе личной жизни наших с вами современников. Если уж решаются на ребёнка, то в городах, как правило, на одного, ну, двух. Трое детей в материально обеспеченной, считающей себя интеллигентной городской семье — исключение. В сельской местности пока многодетные семьи не редкость. Но там другая проблема: не в каждом деревенском доме уход за ними таков, каков он должен быть.

[dme:cats/]

На конференции не миновать серьёзного обсуждения нравственной составляющей проблемы бесплодия. Ведь если общество не сменит психологические ориентиры, если по-прежнему желание «пожить для себя» будет сильнее инстинкта отцовства и материнства, Россия как великая страна перестанет существовать. Врачи, занимающиеся репродуктивными проблемами, чувствуют трагизм такой перспективы острее остальных. Где только мы, россияне, не ищем так называемую национальную идею, способную сплотить общество, какие только цели не придумываем! А ведь ничего не нужно изобретать! Культ многодетной зажиточной семьи как спасение будущего — чем не Идея?

***

За последние 15 лет (1992 — 2006) естественная убыль населения России составила 11 790,6 тысячи человек… Иными словами, за последние 15 лет Россия безвозвратно потеряла 4,25% своего первоначального населения. И это с учётом «компенсирующей» миграции. Чистая же убыль российского населения, без учёта миграционных вливаний, за то же время составила 7,9%.

В настоящее время запас демографической прочности на исходе. Его влияние продлится не далее 2009 — 2012 годов, после чего при отсутствии эффективной демографической политики численность населения будет убывать возрастающими темпами.

Фото Николая БРИЛЯ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры