На права рекламы
Наступают государственные стандарты
Власти Иркутска намерены демонтировать рекламные конструкции, установленные в нарушение государственных стандартов. Поводом к активным действиям стало письмо главы ГИБДД РФ Виктора Кирьянова о необходимости применять ГОСТ «Наружная реклама на автодорогах и территориях городских и сельских поселений» в полном объёме. Иркутские рекламщики в замешательстве: по их оценкам, едва ли не все конструкции города не соответствуют ГОСТу. Однако рекламные компании пока выбрали тактику выжидания в надежде на принятие более либеральных правил. Между тем в комитете по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) уже заявили о намерении запросить дополнительные средства из бюджета города на снос щитов.
Весеннее обострение
В начале мая руководство Иркутской ГИБДД получило решение Московского арбитражного суда об отклонении иска фирмы «АПР-Сити/ТВД», аффилированной с компанией «News Outdoor Russia», вместе с сопроводительным письмом Виктора Кирьянова. Рекламщикам не удалось отменить через суд, по их мнению, слишком жёсткие нормативы установки конструкций наружной рекламы. По словам начальника отдела дорожной инспекции и организации движения управления ГИБДД г. Иркутска Григория Крепеля, письмо ещё раз под-твердило обязательность исполнения ГОСТа, которого инспекция придерживается с 2003 года. «В 2005 году мы дали компаниям год на то, чтобы они перенесли конструкции согласно ГОСТу. Но до настоящего момента никто из компаний этого не сделал. Пора принимать меры», – заключил Григорий Крепель. В Национальной ассоциации наружной рекламы и информации (НАНРИ) прогнозируют обострение ситуации в начале июня. «Письмо было разослано ещё в конце апреля, но майские праздники, видимо, помешали оперативно среагировать на указания», – считают специалисты НАНРИ.
Между тем в иркутских рекламных агентствах продолжают утверждать, что требования ГОСТа носят рекомендательный характер. «Нормы ГОСТа признаны обязательными арбитражным судом Москвы, поэтому решение не имеет статус федерального закона», – считает директор рекламного агентства (РА) «Дизайн-мастер» Ирина Выборова. С ней согласен руководитель РА «Эдванс» Вадим Ценунин, однако он полагает, что с мнением ГИБДД всё равно придётся считаться.
ПоГОСТ для наружной рекламы
Первыми, по мнению игроков рынка, под снос попадут конструкции, которые не соответствуют пункту ГОСТа о том, что щит следует устанавливать в 5 метрах от дороги и в 50 метрах от перекрёстка. «С такими узкими улочками, как в Иркутске, в городе около 90% конструкций придётся демонтировать», – считает заместитель председателя комитета по рекламе Торгово-промышленной палаты Валерий Фомичев. Например, по улице Байкальской 90 из 114 щитов подлежат сносу. Другой собеседник «Конкурента» предположил, что практически 100% рекламных конструкций, принадлежащих его компании, не соответствуют нормативам.
Главная претензия ГИБДД к таким рекламным поверхностям – то, что они снижают видимость на дорогах, мешают и пешеходам, и водителям. «Однако с практической точки зрения рекламные конструкции приносят и пользу городу. Например, щиты дополнительно освещают опасные участки дороги», – попытался реабилитировать предмет своего бизнеса директор филиала РА «News Outdoor Russia» (NOR) Николай Савинов. К слову, на это у него есть мотивы. По оценке Николая Савинова, в случае применения норм ГОСТа ко всем конструкциям NOR в Иркутске компания понесёт колоссальные убытки. Обязательное применение норм ГОСТа может подорвать иркутский рынок наружной рекламы, объём которого, по данным компании «Эспар-Аналитик», в 2006 году был равен 6,32 млн. долларов (объём рынка наружной рекламы России Ассоциация коммуникационных агентств оценила в 1,1 млрд. долларов, из которых 600 млн. приходится на Москву). Во всяком случае, о 15-процентном ежегодном росте рынка наружной рекламы Иркутска придётся забыть, резюмируют игроки. Кроме того, они прогнозируют скачок цен в этом сегменте на 30-50%. «Интерес к этому виду «наружки» не снизится, однако воспользоваться такой рекламой смогут только крупные рекламодатели», – считает старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью ИГЛУ Ирина Римлянд.
Массовый демонтаж рекламных конструкций окажется невыгодным и муниципалитету, который лишится арендной платы за землю. Ежегодно аренда участка под самую распространённую рекламную поверхность – двусторонний щит 3х6 метров (62% от числа отдельно стоящих конструкций) – стоит 40,715 тыс. руб., под щит 2х3 метра – 17,5 тыс. руб. При этом одних щитов 3х6 в Иркутске насчитывается 1,2 тыс. Игроки подсчитали, что ежегодно аренда земли только под щиты 3х6 приносит городу более 40 млн. рублей. Как справедливо заметил один из наших экспертов, собственники щитов берут землю в долгосрочную аренду, и в случае сноса конструкций непонятно, каким ещё образом можно использовать эти участки.
На демонтаж незаконно установленных рекламных конструкций ежегодно из бюджета Иркутска выделяется 1 млн. рублей. Так, снос одного стандартного щита обходится городу в 12,9 тыс. рублей. «Конструкции и вывески самовольно устанавливают сплошь и рядом, как правило, требованию демонтировать их не подчиняются. В этом случае мы убираем щиты на бюджетные деньги», — посетовала заведующая сектором наружной рекламы КУМИ Наталья Ахметова. За этот год уже было снесено 270 рекламных конструкций, 10 из них – щиты 3х6. В КУМИ отметили, что в мае активизировалась и ГИБДД, которая отслеживает незаконно установленные щиты. «Полагаю, из дорожной инспекции поступает далеко не вся информация о нарушениях», — сказала Наталья Ахметова. Однако на демонтаж уже известных комитету установленных с нарушением ГОСТа конструкций собираются запросить дополнительные средства в этом году.
Рекламный передел
Операторы иркутского рынка «наружки» рассчитывают на то, что ГОСТ не успеет покосить ряды рекламных конструкций, и ожидают вступления в силу «Специального технического регламента. О безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения». Планируется, что документ будет принят к концу года. Игроки надеются, что эти нормы будут либеральнее, чем требования ГОСТа, и считают нелогичной реформацию на скорую руку. «Суматоха с принятием ГОСТа – это очень по-русски: то же самое, что сначала асфальт проложить, а потом трубы класть», — прокомментировал ситуацию Николай Савинов. Проект техрегламента уже доступен в Интернете, однако, очевидно, рекламщики ещё не ознакомились с ним. Зато этим документом заинтересовались в ГИБДД. «Зря операторы ждут послаблений в будущем техрегламенте, их там не будет», – не разделяет оптимизма игроков рынка Григорий Крепель.
На ситуацию на рынке наружной рекламы Иркутска повлияет ещё один документ – «Концепция размещения рекламных конструкций», которую разрабатывает ООО «Деловой мир». Проект будет представлен в ноябре. Таким образом, сейчас иркутские рекламщики оказались между нескольких огней: ГОСТом, готовящимся техрегламентом и новой дислокацией рекламных конструкций, подытожил Вадим Ценунин.
В любом случае, уверена Ирина Римлянд, даже самый либеральный вариант стандартов сократит количество щитов в Иркутске примерно наполовину. «Город перенасыщен «наружкой», поэтому необходимо как-то разгрузить улицы», – сказала Ирина Римлянд.