Воспитание рублём
Депутаты не хотят повышать зарплату чиновникам
На майской сессии Заксобрания Иркутской области будет рассмотрено рекордное для четвёртого созыва число конфликтных вопросов. Третья попытка выбрать уполномоченного по правам человека, «долгоиграющий» законопроект о 7-процентном партийном барьере, увеличение числа штатных депутатов. Теперь добавился новый конфликт — финансовый. 17 мая бюджетный комитет Заксобрания назвал сомнительными сразу три предложения губернатора об увеличении бюджетных расходов на общую сумму более 100 млн. рублей. Один из экспертов «Конкурента» считает, что если в ход пошла «бюджетная артиллерия», то ясно: в парламенте формируется осознанная оппозиция финансовой политике губернатора.
Размер дефицита областного бюджета может увеличиться с 13,9 до 14,1%. Это вызвало протест аудиторов Контрольно-счётной палаты (КСП) области. При недостатке средств на текущие расходы капитальные предлагается увеличить на 221,3 млн. рублей. Бюджетный кодекс позволяет новые расходы бюджета лишь при наличии новых источников доходов или при сокращении расходов по другим статьям казны. Новых доходов нет, а снижение по разделам не покрывает расходных аппетитов, заявили аудиторы.
Сомнения депутатов вызвала и сама структура расходов. К примеру, затраты на раздел «Общегосударственные вопросы» вырастают на 54 млн. рублей. Как пояснила директор департамента финансов Иркутской области Ирина Бондарева, это планомерная политика обладминистрации, связанная с проводимой административной реформой. Всего в 2007 году расходы на эти цели должны увеличиться на 142 млн. рублей. В марте чиновники добавили себе 46,2 млн., в мае планируют 54 млн., далее — 42 млн. рублей. Основная доля расходов из 54 млн. рублей (34,9 млн.) уйдёт на зарплату чиновникам новой структуры исполнительной власти, утверждённой губернатором в феврале 2007 года. Надо отметить, что документ был откорректирован в конце марта 2007 года, уже после мартовского чтения бюджета.
Есть в структуре расходов и совсем странный раздел: «Другие общегосударственные расходы», на который отдаётся около 29,9 млн. рублей. «Когда мы принимали бюджет, то говорили об оптимизации расходов на исполнительную власть, с декабря эти расходы увеличивались дважды», — отметил депутат Павел Зорин. При увеличении более чем на 50 млн. рублей расходов на содержание чиновников на 39 млн. рублей сократились ассигнования на образование. Вероятно, парламентариев обидела ещё и другая маленькая бюджетная оговорка — расходы Заксобрания урезаны на 1,2 млн. рублей.
По словам вице-спикера ЗС, главы комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Геннадия Истомина, если к сессии обоснования дополнительных расходов не будет, парламентарии вправе запланированные финдепартаментом 50 млн. рублей в качестве жалования чиновникам направить на заработную плату бюджетникам.
35 млн. рублей областные власти предлагают направить на покупку стадиона «Локомотив» (официальное название — комплекс Иркутск-Пассажирской дистанции гражданских сооружений ОАО «РЖД»), включив последний в областную адресную инвестиционную программу. Однако Геннадий Истомин сообщил, что в декабре 2006 года парламент согласился вложить 45 млн. рублей из бюджета в реконструкцию объекта в обмен на заверение о том, что в ближайшее время будет заключён договор с ОАО «РЖД» о безвозмездной передаче «Локомотива» в собственность области. Сейчас область арендует объект. «Откуда сегодня взялась идея о продаже и цифра в 35 млн. рублей? Мы не имеем права покупать этот объект, пока на него нет элементарного технико-экономического обоснования. Иначе это будет «нецелёвка», — заявил вице-спикер. В свою очередь, аудиторы КСП отметили: 45 млн. рублей — это тоже на сегодняшний день «нецелёвка». Бюджетный кодекс позволяет вкладываться в такие объекты в обмен на долю собственности.
Рыночная стоимость «Локомотива» — около 180 млн. рублей, заявили специалисты областной администрации, ссылаясь на оценку ОАО «РЖД» (для сравнения: стадион «Труд» оценивают в 1,1 млрд. рублей). Как пояснил «Конкуренту» Павел Зорин, бюджетное законодательство чётко регламентирует: покупка объекта возможна только на торгах. «А это означает, что цифра может увеличиться в разы. Понятно, что реальная стоимость объекта превышает заявленные 35 млн. рублей. Общая площадь земель — около 7 га, объект находится в центре Иркутска», — отметил депутат. Он сообщил, что пока не известны и условия договора купли-продажи (что получит область: земельный участок, комплекс объектов недвижимости или отдельно стадион).
К сессии обладминистрация должна будет подготовить ТЭО на включение объекта в областную инвестиционную программу и юридическое обоснование затрат — 45 млн. рублей — на его реконструкцию. «В противном случае мы рекомендуем исключить «Локомотив» из программы и вернуть инвестированные в реконструкцию средства», — заявил Геннадий Истомин.
Ещё одна инициатива губернатора — о выделении в 2007 году 20 млн. рублей на обеспечение жильём граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, — была рекомендована к отклонению. Проект соответствующей областной программы рассчитан на три года, общая сумма — 189 млн. рублей. Жильё по ней могут получить граждане, которым так и не выплачены федеральные средства на приобретение квартир, — ветераны, выехавшие с Крайнего Севера. «Федерация не желает исполнять свои обязательства, почему регион должен заниматься не основными полномочиями, когда нет денег и на основные? — сказал Геннадий Истомин. — Если губернатор решил помочь выехавшим с Севера, то есть более правильный путь — обращаться в суды, тем более что прецеденты есть, эти деньги у Минфина выбить можно».
Павел Зорин полагает, что выводить чисто технические бюджетные вопросы в политическую плоскость не нужно. Однако политолог Олег Воронин заявил, что трудно объяснить простым «рабочим моментом» отказ депутатов поддержать три важные финансовые инициативы губернатора. «Должны быть очень серьёзные причины для того, чтобы такой осторожный и компромиссный политик, как Геннадий Истомин, обрёл голос, — отметил он. — У меня создаётся впечатление, что внутри парламента формируется оппозиция, которая направлена не против губернатора, а против его финансовой политики».