Учёба для профессионалов
В средствах массовой информации уже сообщалось о создании центра повышения квалификации журналистских кадров (ЦПК СМИ) при Байкальском государственном университете экономики и права. Без преувеличения можно сказать, что в жизни журналистского сообщества Прибайкалья это событие весьма значительное.
За Уралом лишь в Томском университете имеется центр повышения квалификации для преподавателей кафедр журналистики. Практическим же журналистам, чтобы повысить квалификацию, нужно ехать в Москву. По нынешним временам очень дорогое удовольствие, особенно для районных СМИ. Теперь центр повышения квалификации работников средств массовой информации и пресс-служб (таково его полное название) начал действовать в Иркутске и выпустил первых слушателей по программе «Теория и практика массовой информации». Рассказать о созданном центре, его программе и планах дальнейшей работы мы попросили проректора БГУЭП по информации и связям с общественностью доктора экономических наук, профессора Михаила РАЧКОВА.
— Михаил Парфирьевич, вы были одним из инициаторов создания центра в вашем вузе. Что побудило вас к такому решению?
— Несколько обстоятельств. Первое — в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе давно существует потребность в повышении квалификации журналистских кадров. Подавляющее большинство журналистов после получения диплома о высшем профессиональном образовании ни разу не проходили переподготовку. Среди журналистов работает немало людей, не имеющих журналистского образования. Есть и такие, у которых нет вообще высшего образования. Особенно тяжёлое положение с кадрами сложилось в районных СМИ.
Второе. В БГУЭП, наверное, в большей степени, чем в других вузах, ведущих подготовку журналистов, сформировались условия, необходимые для успешной работы центра повышения квалификации. Это и мощный факультет журналистики, возглавляемый профессором Валерием Ткачёвым, где работают шесть докторов и восемь кандидатов наук. Это и возможность использовать кадровый потенциал других факультетов и кафедр университета, в частности, факультетов экономики и менеджмента в сфере услуг, логистики и коммерции, кафедр маркетинга, экономической и социальной психологии, финансов, бухгалтерского учёта и аудита. Например, где могут повысить квалификацию бухгалтера СМИ (в чём тоже ощущается острая потребность)? Только у нас. Плюс организационный опыт, накопленный институтом повышения квалификации БГУЭП, структурным подразделением которого является наш центр, кстати сказать, 21-й по счёту. И, наконец, третье. Наше тесное сотрудничество с Иркутской областной организацией Союза журналистов России. Областная организация СЖР связана с массой журналистов, хорошо осведомлена о положении с кадрами в областных и районных СМИ и заинтересована в изменении этого положения в лучшую сторону. Поэтому, когда решался вопрос о назначении директора ЦПК СМИ, мы сделали предложение председателю Иркутской областной организации Союза журналистов России Александру Гимельштейну. Тем более что для него педагогическая работа не внове — он доцент, кандидат наук.
— Расскажите, пожалуйста, о программе, которую вы предложили первому набору слушателей ЦПК СМИ.
— Программа называется «Теория и практика массовой информации». Она удачно вобрала в себя академизм профессоров и доцентов БГУЭП и практический опыт специалистов ИГТРК, газет «Восточно-Сибирская правда», «СМ Номер Один». В теоретической части программы, рассчитанной на 24 часа, предусмотрены лекции, темы которых говорят сами за себя: «Поле масс-медиа и его законы», «Роль СМИ в формировании исторического самосознания нации», «Позиция интернет-журналистики в медиапространстве», «Идеология и политика рекламного бизнеса», «Особенности защиты интеллектуальных прав в СМИ». Здесь же мастер-класс «Журналистика и бизнес», который блестяще провёл директор ЦПК СМИ Александр Владимирович Гимельштейн.
Практическая часть программы (50 часов) включила в себя две специализации: тележурналистика и печатные СМИ. Ведущие специалисты ИГТРК под руководством директора областного телевидения Леонида Гунина разработали программу «Фабрика новостей на ТВ». Назову темы, которые вызвали особый интерес у слушателей этой специализации: «Текст в телевизионных новостях», «Как снимать телевизионные новости», «Совместная работа журналиста и оператора (до съёмок, на съёмочной площадке, после съёмок)», «Основные правила монтажа телевизионных новостей», «Голос журналиста в кадре и за кадром».
Программа специализации «Печатные СМИ» родилась по инициативе заместителя главного редактора газеты «СМ Номер Один» Евгении Василенко. Содержание программы включает четыре раздела: «Школа внештатников», «Художественное конструирование газеты», «Литературное редактирование», «Маркетинговые коммуникации современных СМИ. Формирование лояльности читательской аудитории». Эта программа специализации также получила высокую оценку слушателей.
— Кто были слушатели первого набора?
— В основном журналисты и работники пресс-служб из таких городов, как Усть-Кут, Усть-Илимск, Братск, Тайшет, Черемхово, Саянск, Ангарск, пос. Чунский. Многие из них благодарили наш центр за «внимание к местным СМИ», ибо иной возможности повысить квалификацию у них просто не было. Мы предложили также обучиться в центре студентам пятого курса факультета журналистики. Трое наших студентов поняли привлекательность этого предложения и выбрали телевизионную специализацию. Вместе с дипломами о высшем профессиональном образовании им будут вручены удостоверения государственного образца о повышении квалификации, которые значительно увеличат их шансы трудоустройства в ведущие телекомпании Иркутска, отдающие предпочтение специализированной подготовке выпускников факультетов журналистики.
— Какие пожелания и замечания слушателей?
— Главное пожелание состояло в том, чтобы работа центра стала круглогодичной. Все слушатели проявили огромный интерес к лекциям по рекламе в СМИ, которые прочёл профессор ИГУ Юрий Зуляр. Был сделан заказ (в полном смысле этого слова) на авторскую программу учёного. Предъявлен спрос и на программу «Экономика и менеджмент в сфере услуг СМИ», которую вполне способна разработать кафедра экономики и сервиса БГУЭП, а преподаватель этой кафедры доцент Дарья Хлебович своими лекциями о маркетинговых стратегиях СМИ фактически презентовала будущую программу. Одно из существенных замечаний касалось того, что для работников пресс-служб нужна отдельная (от чистой журналистики) программа. Мы с этим полностью согласны, и такая программа будет разработана.
— Для того чтобы работа ЦПК СМИ стала круглогодичной, нужна какая-то технология формирования учебных групп…
— Вы правы. Эта технология заключается в том, что центр будет предлагать сразу несколько программ и формировать портфель заявок на них. Как только на ту или иную программу будет подано достаточное количество заявок (не менее 15), будут согласованы время и график занятий учебной группы, максимально учитывающие интересы слушателей и возможности преподавателей. Для нас важно, чтобы началось встречное движение потенциальных заказчиков на услуги ЦПК СМИ, с одной стороны, и разработчиков учебных программ — с другой. Необходимые справки о работе центра можно получить по телефонам (3952) 20-34-88 и (3952) 21-12-20.
Беседовал Алексей МИХАЙЛОВ