Мы пол-Европы прошагали
«Белорусская стратегическая наступательная операция относится к числу выдающихся операций не только Великой Отечественной войны, но и всей второй мировой. Она стоит в ряду таких операций советских вооруженных сил, как Московская, Сталинградская, Курская и Берлинская».
Вот так историки оценивают те поворотные события Великой Отечественной. И я, простой солдат, каких сотни тысяч отстаивали независимость нашей Родины в годы войны, горжусь тем, что в составе 7-го гвардейского отдельного танкового полка 199-й стрелковой дивизии, который подчинялся 19-й и 49-й армиям 2-го Белорусского фронта, был участником этих сражений.
Понюхать пороху, как говорится, мне довелось впервые на территории Белоруссии будучи автоматчиком-десантником на танке «Ис-2 (И. Сталин)». На своих стальных конях мы совершали лихие операции, идя в авангарде и расчищая путь для наступления наших войск. Помню, особенно сложной была пере-права через реку Нарев, западнее Белостока. Река в этом месте была разделена на три рукава, дорога между ними проходила по узкой дамбе. За четыре ночи через реку были переправлены девять дивизий, соединения и части усиления. Перегруппировка была проведена скрытно, противник её не обнаружил.
Мы без сопротивления продвигались вперёд. Было тревожно от того, что нигде не видно было местных жителей. Деревни были полностью сожжены, одни печные трубы поднимались по обе стороны дороги. То и дело нам приходилось снимать с виселиц людей, на груди у которых были таблички «Партизан». В одной полуразрушенной избе мы обнаружили расстрелянных старика, двух пожилых женщин и четырёх подростков лет десяти-двенадцати. Мы похоронили их с воинскими почестями и двинулись дальше. Злость и ненависть кипели в груди…
И вдруг невдалеке, на пути нашей танковой колонны, появилась женщина. Она стояла посреди улицы в стареньком ватнике. Седые волосы выбивались из-под тёмного платка. Она протягивала к нам руки и всё повторяла: «Сыночки мои, сыночки мои!». Слёзы текли по её тёмному лицу. Движение колонны приостановилось, и вокруг женщины возник митинг. Бойцы говорили: «Клянёмся тебе, мама, освободить Белоруссию и отомстить немцам за все их преступления! Клянёмся!» Бойцы клали на землю перед женщиной пайки хлеба, консервы и молча расходились.
Раздалась команда: «По машинам! Вперёд, марш!» Мы двинулись дальше. А женщина всё стояла позади, и её поднятые руки как бы благословляли нас. Казалось, сама залитая кровью Белоруссия благословляла нас… Всю войну образ этой женщины вспоминался мне, особенно в самых тяжёлых боях.
Я вспоминаю её и теперь, хотя годы войны остались в далёкой молодости. Вспоминал её на встречах старых солдат, которые проводил совет ветеранов 49-й армии в Москве, Серпухове, Волоколамске, Можайске и в других городах, которые мы освобождали. Я бережно храню фотографии, сделанные на этих встречах, часто всматриваюсь в лица фронтовых друзей. Как живёте, однополчане?
Мы вместе прошли боевыми дорогами пол-Европы. Довелось много видеть и слышать, многое улетучилось из памяти, но на-всегда останется в сердцах боевой путь от Подмосковья до Берлина, и те, кто дал миру — мир, земле — покой, людям — счастье.
Я от всей души поздравляю всех ветеранов войны и тыла с великим праздником Победы! Желаю всем крепкого здоровья и благополучия! И снова, как и прежде, с большой радостью говорю себе: «Мы исполнили клятву! Мы победили!»
Дмитрий ХАМАГАНОВ, ветеран 19-й и 49-й армий, инвалид 1 группы.
Село Ново-Ленино Осинского района