Притча о загробной жизни
19 апреля в прокат выходит фильм «Я остаюсь». Это дебютная картина режиссёра Карена Оганесяна, а также дебют актрисы Нэлли Уваровой в большом кино (известной всей стране благодаря сериалу «Не родись красивой»). Фильм позиционируют как «последняя роль Андрея Краско». Как обычно, накануне запуска картины состоялись презентации в Москве и Петербурге. На премьеру в Питер, родину А. Краско, прилетели К. Оганесян и Н. Уварова.
Последняя роль
Ещё совсем недавно громко говорилось о том, что в картине «Любовь-морковь» А. Стриженова Краско сыграл одну из последних своих ролей. Снялся он в ней в конце июня прошлого года, а через неделю съёмочная группа его хоронила. Теперь озвучивается, что 30 июня на картине К. Оганесяна «Вторая жизнь доктора Тырсы» (так сначала она называлась) был последний съёмочный день, Краско отснялся и улетел на съёмки другого фильма. При этом как-то «забылось», что действительно последней в его жизни работой стала роль в фильме С. Урсуляка «Ликвидация» в Одессе, где Андрея и настигла смерть. Оставим, как говорится, на совести иных… Между тем осенью на телевидении появится сериал петербургского режиссёра В. Татарского «Группа Z», где снимался Краско, и, кстати, тоже в июне. Но, в отличие от москвичей, петербуржец не «кричит» о том, что это была последняя роль знаменитого актёра.
Оганесян и Ко считают, что именно в их картине у Андрея Краско была первая и последняя главная роль в большом кино. Поэтому фильм посвящён ему, его памяти, поэтому и изменено название: «Чтобы запечатлеть его образ. Мы решили, что он должен остаться в наших сердцах с этой картиной». Никого не смутило, что у французов есть фильм с таким названием — «Я остаюсь» (с Софи Марсо).
Герой А. Краско — доктор Тырса — в загробную жизнь не верил, был материалистом. А потом в результате несчастного случая попал в мир иной, в коме он… «Я остаюсь» — это притча о загробной жизни, рассказанная в жанре трагикомедии. Теперь, когда актёра не стало, как водится, заговорили о «знаках», совпадениях, мистике, фатальности и пророчестве…
Нэлли Уварова сыграла дочь Виктора Палыча Тырсы, а Елена Яковлева — жену. Вообще восхищает, сколько известных актёров рискнуло сняться у не известного никому молодого дебютанта: ещё и Андрей Соколов, Фёдор Бондарчук, Алёна Бондарчук, Владимир Епифанцев.
Как это было
Сначала сценарий был предложен актёру Андрею Панину. Предполагалось, что он не только сам снимет картину, но и сыграет в ней главную роль. Но в это время Панин взялся снимать «Внука Гагарина» и не смог участвовать в этом проекте. Сценарий отдали молодому режиссёру К. Оганесяну, занимавшемуся до этого монтажом картин. А на главную роль решили пригласить Андрея Краско.
— Сценарий понравился Андрею так, — вспоминает режиссёр, — что он сказал нам: «Дайте мне график. Я отодвину всё, что у меня есть». С Андреем мы сняли абсолютно весь материал. Но он не успел озвучить свою роль. Сделал это петербургский актёр Семён Фурман, спасибо ему большое. Он очень старался, и мы считаем, что получилось отличное попадание по голосу и актёрской игре. Многие даже не поняли, что за Андрея говорит кто-то другой. Даже я, когда месяц не смотрел свой фильм, а потом сел смотреть, лишь на половине картины поймал себя на том, что «ведь это говорит не Андрей Краско!»
Когда я узнал о смерти Андрея, у меня недели три было шоковое состояние. Он каждую ночь снился мне, не давал покоя. Я не мог монтировать фильм. Что ни фраза — напоминание о том, что его больше нет. Даже возникла мысль отдать кому-то другому монтировать, что было нереально. Потом я всё же сел и за сутки сделал черновой монтаж.
Съёмки заняли 27 дней: неделю в Воронежской области, остальные 20 дней — в Москве.
— В Воронежской области снимали часть «Кома», — продолжает Карен. — Там есть место под названием «Кабанище» — действующий меловой карьер, где идут работы, ездят трактора и вообще-то было небезопасно… Нашли его случайно. Такое место увидишь не каждый день. Кома в нашем фильме — это некое условное пространство, где человек остановился на мгновение, чтобы подумать о том, что он делает и куда идёт. Хотя не обязательно доходить до такой грани (между жизнью и смертью), чтобы понять, что тебе дорого всё, что имеешь.
— Денег на съёмки хватило?
— Денег хватило на всё. Даже я гонорар получил. В плохом случае только режиссёр остался бы без денег.
Хорошее кино для всех
Каким будет прокат? Это не «дозоры» и «волкодавы», громкой рекламной кампании не планируется. Выпущено 200 копий.
— Как относитесь к пиратским копиям? — спрашиваю режиссёра.
— Очень хорошо! Первую же копию сам куплю. (Улыбается). Чем больше их будет, тем больше людей посмотрит наш фильм. Может быть, кинокомпания будет против…
А вот что говорят продюсеры:
— «Я остаюсь» мы условно называем «хорошее кино», не замахиваясь на большой коммерческий прокат. Сейчас достаточно серьёзных конкурентов — в месяц стартует до восьми российских фильмов. Но есть и такой момент: зрители устали от обманутых ожиданий. Едва ли не в каждой рекламе говорится, что выходит самый лучший блокбастер, с самыми невероятными спецэффектами, что в нём самый звёздный состав… Наше кино — о простой человеческой жизни, о понятных всем человеческих вещах. Нам важно, чтобы его посмотрели люди. Не только касса волнует нас. Мы прекрасно понимаем, что это сложный, дорогой, экспериментальный фильм с точки зрения создания фильмов «среднего» класса — не высокобюджетных коммерческих блокбастеров, не арт-хаусного кино, а просто «хорошего русского». Спасибо Карену, который чудом уговорил сняться такой звёздный состав. Бюджет-то был небольшим.
P.S. Между тем молодому дебютанту уже дали согласие на участие в его новом проекте — психологическом детективе — К. Хабенский, В. Машков, Ч. Хаматова. Для Нэлли Уваровой там роли нет, но в будущем режиссёр и актриса собираются продолжить сотрудничество.