«Визитная карточка» нашей памяти
Если Иркутск - «середина земли», как поётся в популярной песне, то старый его мост через Ангару - своеобразная визитная карточка нашего города. Нет иркутянина, который бы оставался равнодушным к этому творению рук человеческих. Мост ежедневно напоминает о себе. Возросший к началу нынешнего века поток транспорта создаёт перед ним ежедневно огромные пробки, в которых, случается, простаиваешь по часу, если не больше. А всё равно обиды на этого трудягу нет ни у кого.
У старого моста своя предыстория. В 1891 году в Иркутске был сооружён первый (понтонный) мост через Ангару. И стало это настоящим событием, приуроченным к проезду через наш город цесаревича Николая — в будущем последнего императора России. К началу ХХ века существовали уже две понтонные переправы — верхняя и нижняя, но транспортную проблему растущего города они всё равно не решили. Можно сказать, что первый железобетонный мост через Ангару, автором проекта которого был инженер П.Н. Поликарпов, а архитектором — И. А. Француз, уникален сам по себе. Его общая длина — 818 метров, ширина — 18 метров; средние пролёты над водой возвышаются на 80 метров, что позволяет судам свободно под ним проходить. Завершённый строительством в 1936 году, он единственный в Советском Союзе имел такие пролёты, двустороннюю трамвайную колею с возможным прохождением по трамвайным путям одного большегрузного товарного вагона одновременно с автогужевым транспортом и пешеходами.
Сейчас, из наших дней, видно, каким героическим был труд строителей. Героическим и опасным. Быстрое течение Ангары, большая глубина русла, морозы, ветра — всё затрудняло строительство. Недоставало средств, остро не хватало квалифицированных рабочих — на этом объекте большинство было полуграмотных крестьян из ближайших деревень. Многое вообще практиковалось почти впервые. Так, по самой совершенной для тех лет технологии мост возводился на пяти речных и на тридцати двух береговых опорах. Было 18 кессонов — гигантских железобетонных «стаканов», которые опускались в воду вверх дном. Вода проникала в «стаканы», но на небольшую высоту. Затем подводился сжатый воздух, который вытеснял воду, и в кессоне можно было работать. После окончания работ внутреннее пространство кессонного «стакана» превращали в крепкий монолит. Когда 6 ноября 1936 года мост был торжественно открыт, это стало настоящим праздничным событием для горожан, во всю свою длину и ширину он был запружен людьми.
И вот в минувшем году ему исполнилось семьдесят! Все промелькнувшие десятилетия он исправно служит Иркутску. Хотя ещё семь лет назад было признано, что он находится почти в аварийном состоянии, только недавно, месяца два назад, он был закрыт на так называемый косметический ремонт. При этом ремонтировались трамвайные пути, а не сам мост. Да и закрыт-то он был всего на пару недель. Но Иркутск сразу ощутил, каково это — существовать без старого моста! И это при том, что сегодня берега Ангары соединены плотиной Иркутской ГЭС и относительно новым, сданным в эксплуатацию в 1978 году, мостом. А вот «отключили» ввиду необходимости старый, и весь ритм города был нарушен. Так что нести ему, нашему трудяге, свою ежесуточную вахту без отдыха как минимум ещё пару лет, пока, наконец, не достроят новый.
Спросите меня: зачем я так подробно обо всём этом пишу? Отвечу: мне кажется очень несправедливым, что имена тех, кто строил это сооружение, кто, не считаясь с трудностями, отдавал ему не только силы, но и жизни, не известны нам, ныне живущим. Именно жизни, потому что доподлинно известно: многих инженерно-технических работников после того, как отзвучали праздничные фанфары по случаю ввода моста в эксплуатацию, обвинили во вредительстве. Наступал тридцать седьмой год, и можно себе представить, какая их постигла участь. Тех людей не вернёшь. Но сам-то мост жив! И какая бы напраслина ни возводилась на его строителей, дело их рук живёт. Между прочим, на многих зданиях нашего города есть мемориальные доски — в память о тех, кто заслужил своим делом такую честь. При въезде на плотину Иркутской ГЭС установлена большая плита с выбитыми на ней именами гидростроителей. И это очень правильно. Потому что так тоже создаётся летопись города. Признаюсь, почти ежедневно пересекая Ангару по старому мосту, я думаю о том, что в иркутской летописи не хватает именно этих строк — с именами тех, кто его построил и оставил в наследство нам.
Конечно, время безжалостно. Старый мост пережил почти всех своих создателей. Но, возможно, кто-то ещё жив и откликнется, если попадутся ему на глаза мои строки. Об одном из них, почти дожившем до наших дней, я совершенно случайно узнал от Ульяны Даниловны Тихоновой, своей коллеги. Дело в том, что муж её, Виктор Леонтьевич Тихонов, в Великую Отечественную освобождал Польшу, имеет её высшие боевые награды. В одну из своих поездок в Варшаву на встречу с боевыми друзьями он познакомился с Брониславом Шуманом, тоже солдатом, тоже освобождавшим свою родину и тоже отмеченным ратными наградами. С удивлением Виктор Леонтьевич узнал, что Бронислав в тридцатых годах жил в Иркутске и принимал участие в строительстве Ангарского моста. Более того, он увлекался фотографией, и однажды руководство стройки попросило его накануне пуска сделать обзорную фотографию почти готового к сдаче моста. Перед началом Великой Отечественной войны Бронислав уехал на родину. И вот как судьба распорядилась — он встретил человека из города своей юности и подружился с ним. Нам же интересно, что старый Ангарский мост навсегда сохранился в памяти Бронислава Шумана. В одном из писем Виктору Леонтьевичу Тихонову, датированном декабрём 1996 года, он спрашивал: «… В ноябре исполнилось 60 лет существования «моего» моста. Отметила ли пресса этот юбилей?». В письме, отправленном в Иркутск спустя год, Бронислав Шуман вспоминал: «… Ещё задолго до окончания строительства моста мы узнали о том, что сделана мемориальная таблица с указанием фамилий и должностей строителей и что эта доска будет прикреплена к одному из его устоев на правом берегу Ангары. Но увы! Доски со списком строителей до сего времени там нет…». Это было одно из последних писем бывшего строителя старого Ангарского моста в город его юности. Вскоре связь оборвалась: в 1999-м году Брониславу Шуману исполнилось 88 лет.
… В прошлом, юбилейном для старого моста году возле него появился скромный рекламный щит с надписью: «Староангарскому мосту — 70 лет». Десятью годами раньше, когда мост был на десяток лет моложе, в одной из газет была помещена плохо отпечатанная фотография с безымянными лицами некоторых строителей. Вот и вся наша «память»…
Алексей КОРОЛЬКОВ, доцент геологического факультета Иркутского государственного университета
Фото Николая БРИЛЯ