издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Разве это женихи?

История, которую поведал в спектакле «Хозяйка гостиницы» академический драматический театр имени Охлопкова, стара как мир. Она стара ещё и потому, что написана итальянским драматургом XVIII века Карло Гольдони. Чем привлёк её сюжет современных постановщиков и почему с таким восторгом смотрим его мы, зрители ХХI века?

Всё просто: «Хозяйка гостиницы» — это поучение мужчинам, которые недооценивают возможности прелестниц, стараясь подчинить их своей воле, купить благосклонность за деньги, титулы и прочие приметы земных благ. На эту тему можно рассуждать до бесконечности, петь гимны в честь женщин, сумевших поставить на место мужчин, либо упрекать их в лицемерии, скрывающемся за маской хорошенького личика. Кто поймёт этих женщин?

Похоже, Олег Пермяков — постановщик спектакля «Хозяйка гостиницы» — понял. Мало того, он восхищён героиней спектакля и лепит её образ подобно скульптору, ваявшему свою Галатею. Мирандолина у него не простушка, которой в наследство досталась гостиница; на сцене она похожа на светскую львицу, потрясающую публику своими туалетами, похожестью на типы женщин-победительниц, включая и знаменитую Клеопатру. Мера условности позволяет из облика одной женщины сотворить целый мир женщин со всем его разнообразием, очарованием, взбалмошностью, капризами и точным расчётом поступков, которые смогут определить дальнейшую судьбу.

Поистине, это тип современной женщины — хозяйки своей судьбы. Но если характеры женщин не меняются, зачем строить в спектакле признаки далёких веков? То, о чём хочешь сказать со сцены, не нуждается в конкретизации эпохи. Стилизация внешних деталей времени проявляет героев спектакля в дне сегодняшнем.

Оформление художника Кирилла Мартынова условно, и в то же время, в нём много дизайнерских деталей, которые простые ставки-зеркала, ставки-двери делают удобными и многофункциональными для построения режиссёром сценического действия. Например, напоминающий полную луну круг, висящий над сценой, опускаясь, становится обыкновенным обеденным столом. К луне присоединяется месяц — ложе, на котором в позе царицы возлежит Мирандолина. Гондола служит удобным транспортом сценического передвижения героев, а вместо дилижанса используются велосипеды. Одним словом, эклектика, ставшая на сцене искусством современного декора.

Спектакль начинается лёгким, стремительным и дерзким танцем. Слуги — студенты-выпускники театрального училища Анатолий Чернов, Василий Конев, Алексей Орлов, вслед за ними Мирандолина — Евгения Гайдукова начинают «зажигать». Пластика исполнителей современна, энергична и очень выразительна. Танцевальные ритмы будут проходить через весь спектакль, делая его похожим на яркое и праздничное шоу.

Все актёры на сцене кажутся молодыми, каждый умело передаёт элегантную стилистику спектакля, его тонкий юмор. Заслуженные артисты Яков Воронов — граф Альбавьорита и Владимир Орехов — маркиз Фарлипополи вслед за студентами тоже «пританцовывают» в ролях, демонстрируют лёгкость и вальяжность помолодевших от нахлынувших чувств мужчин. Исполнители нашли точные штрихи, чтобы выразить характеры своих героев, манки, которые делают их образы ярко проявляющимися в неповторимой индивидуальности.

Владимир Орехов, например, делает своего маркиза не выговаривающим букву «р» — эдакая модность титулованной особы. Он может по нескольку раз вскакивать на высокий стул и соскакивать с него, чтобы выразить почтение собеседнику кивком головы. Актёр точно играет «рассеянность» своего маркиза в моменты, когда ему надо оскорбиться или хотя бы заметить не-брежительное отношение к своей персоне. Яков Воронов представляет графа вечным «мажором», современным олигархом, купившим титул. Для него деньги — суть личности, у которой других достоинств нет. Надо отдать должное, по сравнению с маркизом он более великодушен, щедр, но и прагматичен тоже.

Вот такие кавалеры у Мирандолины, и если выбирать из них мужа, то не за человеческие качества, а за деньги или титул. По ходу действия появился ещё один претендент на её сердце — кавалер Рипафратта, утверждающий поначалу, что никогда не поддастся на чары женщины. Степан Догадин в роли кавалера слабую половину человечества называет «бабы», полагая, что от них идут все несчастья мужчин и держаться от них надо подальше. Напрасно он высказывал эти опасные мысли, был излишне самонадеян — в близком общении с женщиной он мгновенно попадает в умело расставленные сети соблазна.

У Фабриццио — Анатолия Чернова, счастливого избранника героини спектакля, роль риторическая. Время от времени он выходит на авансцену и темпераментно, как это бывает у итальянцев, восклицает слова любви к Мирандолине. Любовь эта кажется наигранной, но вполне в жанре спектакля, в котором о подлинных чувствах речь не идёт.

Интрига спектакля очень проста: женщина, затеявшая на сцене игру обольщения, доказывает, что она хозяйка не только гостиницы, но и своего сердца, свободного от притяжения мужчин. Как в любой комедии положений, в спектакле есть персонажи, которые, проявляя характер героини, увеличивают комедийность происходящего действия. В «Хозяйке гостиницы» это две барышни-актрисы: Ортензия Надежды Савиной и Деянира Ярославы Александровой. Прелестницы и проказницы, поселившиеся в гостинице, чтобы облапошить какого-нибудь богатого простака. Смысловая функция этих женских образов в спектакле незначительна, но как украшает его!

Исполнительницам, собственно, и играть нечего. Внешностью, пикантными костюмами, постоянными танцевальными движениями они создают на сцене флёр женского кокетства, некой фривольности, которая позволяет обожателям Мирандолины тут же начать ухаживать за ними. Таковы мужчины: не могут устоять при виде хорошеньких ножек, изменяя, верят, что по-настоящему любят только свою избранницу. В данном случае — хозяйку гостиницы.

В спектакле Мирандолина обольстительна, режиссёр и художник постарались преподнести её образ как воплощение абсолютного соблазна. Актриса Евгения Гайдукова почти в каждой сцене меняет элегантные туалеты, она пластична, танцует в ритмах, не уступающих по темпераменту её партнерам по сцене — студентам. От скуки или на самом деле уязвлённая невниманием кавалера, она затевает игру, в которой должна доказать, что ни один мужчина не сможет устоять перед её чарами. Мирандолина сначала соблазняет, а потом пренебрегает завоёванным вниманием.

В исполнении Евгении Гайдуковой героиня спектакля рациональна и холодна, произнесённое «люблю» — всего лишь слово, ничего не значащее для неё. Мирандолине есть из кого выбирать спутника жизни, но разве это женихи? Взбалмошные мужчины, притворяющиеся влюблёнными, чтобы, добившись расположения, забыть о страсти, обуявшей их. И хозяйка гостиницы преподносит им урок женского коварства. Свободолюбивой, умеющей быть самостоятельной, какой играет Мирандолину Гайдукова, подходит «муж-мальчик, муж-слуга», и она выбирает Фабриццио, действительно служащего в гостинице лакеем. Юношу, которым можно управлять, лепить из него послушного мужа. Пара получилась красивой, ничего не скажешь…

Режиссёр Олег Пермяков поставил спектакль о полноте жизни, страстных порывах чувств. Он щедро выплёскивает игровую стихию сценического действия ритмами джаза, движениями современных танцев и пылкого танго, в котором кавалер, не стесняясь, может крепко прижать к себе даму. Спектакль стал проявлением чувственного начала мужчины, его неутомимого поиска предмета обожания. Это проявление и сути женщины, умеющей быть выше и благороднее этих мужчин. К сожалению, в спектакле нет по-настоящему высокой любви, но ничего не поделаешь, в наше прагматичное время любовь подчас становится совсем не обязательным чувством.

На снимке: сцена из спектакля

Фото Анатолия БЫЗОВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры