ТЮЗ: пространство света и любви
Монолог директора театра Виктора Токарева в преддверии юбилейного, 80-го, сезона
Юбилеи, как известно, не возникают экспромтом. Можете мне поверить: всё, что сейчас делается в коллективе, устремлено к юбилейной дате. В том числе - подготовка к 70-летию Александра Вампилова, которому теперь и в Москве открыт памятник вместе с драматургами Александром Володиным и Виктором Розовым.
Наши нынешние дела — это ростки, которые должны дать всходы по осени, когда мы начнём в сентябре отсчёт уже нового, долгожданного сезона. Мы внемлем предупреждению иркутского поэта, даром что вовсе не про нас сказано: «Посеявшим чертополох не стоит ждать хлебов от жатвы». Нет, не сорную траву — предпочитаем, как заповедано, сеять разумное, доброе, вечное. А значит, следовать в русле главных традиций, заложенных предшественниками по тюзовской сцене.
Вот прямо сейчас на ней идут, в частности, репетиции пьесы «Провинциальные анекдоты» — ещё одного произведения Александра Вампилова, ретроспективным показом которых мы планируем открыть новый сезон. Напомню, что помимо этой премьеры в репертуаре ещё две постановки: «Сарафановы» («Старший сын») и «Мы бежали от заката» по ранним рассказам и сценкам драматурга-земляка, чьё имя с 1987 года с гордостью и, хочется верить, достойно носит театр. Параллельно идёт работа над музыкальным спектаклем для юных зрителей «Мойдодыр». Либретто по стихам Корнея Чуковского написала Лина Иоффе, которая руководит литературно-драматической частью театра. Наряду с профессиональными актёрами в музыкально-хореографическом представлении будут заняты воспитанники вокальной и хореографической детских студий при театре, у которых нынче тоже знаменательная дата — студии отмечают своё 10-летие.
О традициях я повёл речь отнюдь не всуе. Они заслуживают, конечно, отдельного разговора. И притом неспешного. Но самая главная из них, на мой взгляд, не просто сохранилась, а вошла в плоть и кровь труппы, включая, что важно, молодёжь. Я даже не знаю, как это сформулировать. Коротко если, то существует некий фильтр, камертончик какой-то, и без сверки себя с ним, хоть как его назовите, актёры как бы не выходят на сцену. Он настраивает их на чувство правды, искренность, убедительность, на недопустимость фальши и наигрыша даже в детских спектаклях, чем обычно грешат театры, прибегая к штампам. Мы считаем эти вещи дурным тоном, всячески стараемся их избегать. И актёры, я вижу, играют для юных зрителей так же хорошо и честно, с большой самоотдачей, как и для взрослых. Это, пожалуй, лучшая из традиций — некий дух молодости, который сам по себе делает неприменимым к нам противное словечко «тюзятина»: явление для нас запретное. Дух молодости, по-моему, включает затаённое ожидание встречи с чудом, готовность к творчеству каждый раз — как в первый раз, способность удивлять и самому удивляться, остро ощущать запахи, слышать все звуки, испытывая безотчётную радость даже при отсутствии видимых причин. Но когда этот дух испаряется, всё меняет свои краски, становится тусклым, плоским — обыденным. Беру на себя смелость сказать, что вампиловцев объединяет в неповторимую театральную семью «огонёк той веры», который, как эстафета, воспринят от прежних поколений и бережно сохраняется каждым.
Понятно, что без качественной драматургии это вряд ли было бы возможно. На всех гастролях — Владивосток, Минск, Москва — вслух удивляются: «Да у вас такой репертуар — любой театр позавидует». Выработав для себя художественные критерии, свою линию жизни и стратегию, мы неотступно следуем им. ТЮЗ обязан воспринимать токи времени, иначе он будет не интересен своему зрителю. А поскольку целое поколение, по свидетельству поэта, увязло «в трясине секса, моды, денег», люди искусства не вправе закрывать на это глаза. И обсуждения с публикой новых спектаклей, таких как «Бонус», «Поминай как звали», «Прелести измены», а ещё раньше — «Прощания с Матёрой», «Сарафановых», наглядно подтверждают непреложную истину, что зритель ждёт не легковесных и бездумных развлечений, а серьёзного погружения в проблемы бытия. От желающих высказаться на этих встречах нет отбоя, вы бы только слышали, какие жаркие диспуты разгораются в зале. Нам дорого каждое «спасибо», которое люди говорят после спектакля. Не зря Владимир Личутин написал: «Русскому человеку не столько денег недостаёт нынче, сколько любви и сердечного отношения».
Поэтому наше кредо, как минимум, в том, чтобы не добавлять миру зла. Мы не пускаем на сцену драматургию низкопробную, держим планку на уровне классиков — того же Вампилова, Распутина, Шукшина, ставили Чехова, Островского, Сухово-Кобылина, из зарубежных авторов — Шекспира, Лопе де Вега, Гольдони… Не позволяем себе новогодних однодневок, все детские постановки становятся полноценной частью репертуара и годами держатся в нём. Я думаю, именно благодаря этой особенности нашей политики театр приглашён выступить в свой юбилейный сезон на Международном фестивале «Золотой витязь» со спектаклем для детей. Это честь, но это и доверие, которое предстоит оправдать.
В творческом организме всё взаимосвязано и взаимообусловлено. Мы по необходимости продержались несколько лет подряд без главного режиссёра. Этот институт испытывает сильнейший кризис в последние годы. Тем не менее нам удалось пригласить на должность главного режиссёра Бориса Сергеевича Горбачевского. Надеемся с его помощью закрепиться «на тех позициях, с которых отступать нельзя», а также решить давно назревшие кадровые вопросы: приглашение главного художника, коллег-режиссёров и художников на разовые постановки.
Ещё одно важнейшее начинание в юбилейном сезоне: по согласованию с департаментом культуры и Иркутским театральным училищем в последнем будет набран курс специально для нашего театра. Пятнадцать студентов на бюджетной основе и столько же — на коммерческой. Я возлагаю большие надежды на эту нашу инициативу. Через четыре года самые достойные выпускники пополнят вампиловскую труппу, уже напитавшись её особым духом, поскольку репетировать они будут прямо в стенах ТЮЗа. Специально готовим комнату для них.
Кстати, о стенах. Филиалу, в котором мы работаем, необходим капитальный ремонт, поскольку стены зримо поражены грибком и осыпаются, здание обветшало до неприличия просто, и к юбилею, то есть с мая до сентября, мы обязаны обновить его. К нам в год приходит от 70 до 100 тысяч зрителей, в том числе приезжают из разных уголков области, они ждут от культурного учреждения цивилизованных условий. А этому уровню пока соответствуют, прошу прощения, единственно туалеты, где нам удалось сделать евроремонт. Чем пока и гордимся…
Что до основного здания, то финансовые вложения в его реконструкцию требуются ещё более крупные. Это тоже тема для отдельного разговора. Из 21 миллиона рублей, необходимых на подготовку рабочей документации, пока обещают 8 млн. И если в 2008 году начнётся снос ветхих помещений, то это будет великая победа, и тогда можно смело утверждать: праздник 80-летия ТЮЗа состоится!
Записала Вера ФИЛИППОВА
На снимке: В. Токарев