издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Топорная аккредитация

Очевидно, для экспертного сообщества стало как минимум неожиданным сделанное в пятницу заявление губернатора Александра Тишанина о неэффективности действий профильного комитета администрации Иркутской области в лесном секторе. По сути, это стало признанием бесполезности последних действий региональных властей в этой сфере. Итак, основным критерием оценки эффективности работы администрации стала цена древесины. По данным губернатора, сегодняшняя цена кубометра древесины составляет 112 долларов. Александр Тишанин припомнил, что в прошлом году фиксировали и 150 долларов за куб.

Радикальные изменения в лесном комплексе начались с 1 ноября прошлого года. Тогда по региону была создана сеть лесных терминалов, откуда совершались отгрузки леса. По задумке реформаторов, предлагаемые меры должны были пресечь нелегальный оборот древесины и наполнить простаивающие лесоперерабатывающие мощности внутри региона. Впоследствии эта мера должна была подтолкнуть лесопромышленные предприятия к глубокой переработке своей продукции, созданию новых рабочих мест и увеличению налогооблагаемой базы. Для начала было разрешено отгружать древесину 34 предприятиям. Первые дни после введения системы терминалов спровоцировали процесс, обратный экономическому буму. Мощности многих лесопромышленных предприятий были остановлены, был сорван план вагонооборота на железной дороге, недобирались таможенные платежи. Затем под серьёзным давлением лесозаготовителей, которые разумно полагали, что бросать собственные оборудованные тупики, оставлять без работы персонал, ломать устоявшиеся логистические схемы неразумно, количество мест отгрузки леса увеличилось до 78.

15 апреля реестр лесных терминалов собирались уже закрыть. Теперь, чтобы оставить за собой статус места отгрузки, лесопромышленникам надо было перерегистрировать их в биржевые склады при Байкальской лесной товарной бирже (БЛТБ). Из 76 заявок по аккредитации удовлетворены уже 24. При этом процедура аккредитации обходится каждому предприятию в 500 тысяч рублей. Интересная деталь: для тех, кому внести сразу полмиллиона не представляется возможным, на БЛТБ даже предусмотрели рассрочку сроком на три месяца, правда, тогда стоимость аккредитации увеличивается на 10 тыс. рублей.

Говорить о том, что через биржу реализуется мизерная доля древесины, — значит ничего не сказать. Надо отметить, что по итогам последних торгов на БЛТБ было продано только 400 кубометров лесоматериалов на сумму 950 тысяч рублей. В области ежемесячно продаётся в среднем 500 тыс. кубометров древесины. Причём цена за пиловочник с отгрузкой в Иркутске-Сортировочном колебалась от 90 до 100 долларов.

Сам губернатор недоумевает относительно того, что ситуация на лесном рынке какой была, такой и осталась. Вроде создали места отгрузки, цена на экспортную древесину стала расти, но лес как отгружался нелегально, так и отгружается, и теневой капитал уже приспособился к нововведениям. Как и до создания лесных терминалов, в регионе, по данным Александра Тишанина, нелегально реализуется до 4 миллионов кубометров леса.

«Неправильное ценообразование» ведёт к потерям бюджета в размере около 10-15 млрд. рублей», — цитирует губернатора агентство «Сибирские новости». Пока не ясно, учтены ли в этих данных потери казны в результате трансфертного образования крупных лесопромышленных корпораций, представители которых, чего скрывать, работают в администрации Иркутской области (но это совсем другая история). Ясно одно, и это понимает сам Александр Тишанин, что цена кубометра леса достигала 150 долларов в период организации на территории области первых лесных терминалов. Тогда на лес возник ажиотажный спрос. А его спровоцировал дефицит древесины. Причиной которого послужил отказ железнодорожников поставлять вагоны нетерминалам. Один из наших читателей тогда заметил, что это явление временное, поскольку древесину «воруют не на погрузке в вагон, а в лесу». При этом он утверждал, что отгрузить краденый лес через терминал стоило на тот момент дополнительно 500 рублей за каждый кубометр.

Последуют ли новые революционные меры в отношении региональных компаний, заготавливающих и торгующих древесиной, сказать сложно. Да и нужны ли они, когда федеральные власти внедряют систему заградительных пошли для экспорта круглого леса? К примеру, с 1 июля 2007 года этот платёж увеличится с 6,5% до 20%, с 1 апреля 2008 года — до 25%, а с 1 января 2009 года — до 80%. Но с губернатором нельзя не согласиться в одном: сегодня даже неспециалисту ясно, что лесные ресурсы действительно неэффективно используются. Для того, чтобы в лес пришёл хозяин, необходимо создать определённые условия: к примеру, многие идеи строительства крупных лесоперерабатывающих производств разбивались о трудную доступность лесосырьевой базы. Значит, надо строить круглогодичные дороги. К тому же инвестор — народ пугливый, и резкими движениями его можно отвадить надолго.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры