Машиностроительная кооперация
Дорожная отрасль Приангарья впервые за последние восемь лет испытывает подъём. Так, в 2006 году на федеральные дороги, проходящие по Иркутской области, было выделено 1,1 млрд. рублей, а в 2007 году объём финансирования составит 1,8 млрд. Соответственно, увеличится и количество построенных и отремонтированных дорог.
— Самыми тяжёлыми для нашей дорожной отрасли были годы после 1998-го, — вспоминает Ефим Дынкин, генеральный директор Иркутского завода дорожных машин. — Финансирование было очень скудным, и заказов на нашу специфическую продукцию было крайне мало.
— Как же выживали, если не секрет?
— Сложно выживали. Пришлось несколько перепрофилировать свою деятельность. Производили металлоконструкции для рынков, цистерны для пищевой промышленности и даже изготовили мини-пивзавод. Ну и, конечно, постоянно искали заказчиков по нашему основному профилю — по дорожным машинам.
— И каким же образом вы их искали? Ведь и оборудование вы производите действительно достаточно специфичное…
— По-разному. Давали материалы в профильные журналы, организовывали рассылку своих презентационных буклетов. Ну и, конечно, очень помогло участие в выставках. Мы — постоянные участники «Сибавтосалона», который каждую весну проходит в иркутском выставочном комплексе «Сибэкспоцентр». Кроме этого, мы принимаем участие в московских и питерских выставках, однажды ездили даже на лондонскую выставку. И результаты: нашу технику можно встретить по всей России — и под Ростовом, и на Сахалине… Вообще, выставки — это просто неоценимый инструмент…
— Для поиска заказчиков?
— И не только. Ведь выставка — это место, где собираются профессионалы. В результате общения с ними мы находим новые идеи, конструкторские решения. Да и просто используем иной раз услуги специалистов, которых встречаем. Помню, на лондонской выставке наша экспозиция находилась рядом со стендом, который представляла российская оборонная промышленность. У нас быстро образовались с ними добрососедские взаимоотношения. И в итоге человек, чья специальность — расчёт прочности самолётов и ракет, рассчитывал нам прочность цистерн, которые мы собирались выпускать.
Не стоит забывать, что машиностроительная отрасль держится на всеобщей кооперации. Например, мы выпускаем автогудронаторы, которые состоят из массы комплектующих. Мы, конечно, можем делать их и сами. Но это будет слишком дорого и неэффективно — ведь нам они нужны не в огромных количествах, а порой всего по нескольку штук. Между тем в мире и стране кто-то выпускает эти детали, и их производство поставлено там на поток, и стоят они гораздо меньше, чем если бы мы изготавливали их сами. Вот таких партнёров мы тоже ищем на выставках.
— Но ведь эти комплектующие применяются не только в дорожных машинах — соответственно, и могут быть представлены не только на автомобильной выставке.
— Конечно. Поэтому мы посещаем практически все выставки, которые проходят в Сибэкспоцентре. Присматриваем себе компьютерную технику, лакокрасочную продукцию, монтажный, слесарный инструмент и массу других вещей.
— Кстати, сегодня открывается очередная выставка «Транспорт и дороги Сибири. Сибавтосалон». Дорожная отрасль на подъёме, финансирование увеличивается. На подходе — новые заказы. Что вы будете презентовать на этой выставке?
— У нас есть новые разработки автогудронаторов, новые направления. Будет интересно узнать мнение специалистов. В принципе, мы могли бы представить и больше образцов нашей техники. Но год от года всё больше ощущается недостаток открытых выставочных площадей. Дело доходит до того, что иной раз около Сибэкспоцентра просто невозможно припарковать свою машину — наверное, оттого, что эта выставка чрезвычайно популярна среди автомобилистов Иркутска.
Беседовал Валерий ГОМЗЯКОВ