издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Параллельное образование

Иркутские вузы не спешат делать ставку на подготовку бакалавров и магистров

При наборе студентов на 2007 год региональные вузы не будут делать ставку на двухуровневую систему образования, хотя Министерство образования и науки РФ настаивает на повсеместном его введении в сентябре 2008 года. Законо- проект об этом уже внесён в Государственную Думу. Бакалавры не востребованы на рынке труда, считает иркутское вузовское сообщество, ориентируясь на десятилетний опыт подготовки специалистов двух уровней. Сами студенты также выступают против реформы. По мнению учащихся, это ещё один шаг к коммерциализации образования.

Переходный период

Процесс перехода на многоуровневую систему обучения в России начался в 1992 году, часть российских вузов, в их числе и иркутские, начала подготовку бакалавров. Но, как отметил в беседе с корреспондентом «Конкурента» проректор по учебной работе Иркутского государственного университета (ИГУ) Игорь Гутник, многие учреждения «вынуждены были свернуть эту программу или ввести программу перехода в специалитет, потому что с дипломом бакалавра люди не могли устроиться на работу». К примеру, в Иркутском государственном университете путей сообщения (ИрГУПС) бакалавриат открыт около десяти лет, однако ни одного бакалавра на практике выпущено не было. «Что такое «специалист», работодатели знают, а что такое «бакалавр» — нет, и доверия эта степень у них не вызывает», — пояснил проректор по учебной работе ИрГУПС Виктор Макаров.

С другой стороны, введение новой системы позволит студентам повышать своё образование по мере необходимости и возможности. А по планам Минобрнауки в вузах, не вошедших в категории национальных и федеральных университетов, а это более двух третей от их общего числа, обучение в магистратуре будет платным. «Бакалавр может, поработав в своей области какое-то время, получить степень магистра и оплатить обучение самостоятельно», — рассказала проректор по учебной работе Сибирского института права, экономики и управления (СИПЭУ) Ольга Парфентьева.

«Мы часто слышим, что работодатели недовольны уровнем кадров, которые выпускаются вузами. Но если за пять лет не получается нужного специалиста, вряд ли он получится за четыре года», — сказал проректор по учебной работе Байкальского государственного университета экономики и права (БГУЭП) Владимир Левченко. До перехода на новую систему остался год. Но пока ни один законодательный акт не подписан и ситуация находится в подвешенном состоянии. Многие вузы не знают, по какой системе будут обучать студентов и нужно ли лицензировать новые программы.

Найди отличия

Выпускники стандартных вузовских программ — специалитета — и магистратуры сегодня могут работать на одних и тех же специальностях. «Обучение в российских вузах по многоуровневой системе до сих пор было вызвано не потребностью развития науки и производства, а личным желанием некоторых людей иметь степень магистра, — сказал Игорь Гутник. — Переход на двухуровневую систему образования не предполагает отмены национальных стандартов. Это уже сугубо российское изобретение». Сейчас в России бакалавр после дополнительного обучения может стать специалистом, а после специалитета — магистром. Подготовленный закон такую возможность исключает: после бакалавриата можно будет поступить только в магистратуру, а на степень специалиста надо будет обучаться заново. Путь из специалиста в магистры тоже будет закрыт.

Тем не менее руководство иркутских вузов заявляет о готовности перехода на двухуровневую систему образования, но ставку на неё в предстоящем учебном году делать не будет. Один из руководителей профильного департамента администрации Иркутской области поддержал такой подход. «Скажут работать по двухуровневой системе — будем работать, — заметил он. — Разве есть альтернатива?»

«Пройдёт без сложностей»

Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по образованию и науке, председатель общественного движения «Образование — для всех» Олег Смолин разделяет скептическое отношение преподавателей иркутских вузов к идее ввода двухуровневой системы высшего образования. И говорит, что она вполне соответствует общероссийской. Тем не менее, как отметил он в беседе с корреспондентом «Конкурента», внесённый в Госдуму законопроект о введении двухуровнего образования, к его сожалению, в Думе «пройдёт без сложностей». И будет принят, вероятно, уже до конца весенней сессии. Между тем студенческие организации не осознали опасностей реформы, и массовых акций протеста со стороны учащихся в ближайшее время, к примеру в Москве, не планируется, сообщил он. «Дело в том, что в столицах к бакалаврам немного привыкли, и им легче устроиться на работу, — сказал Олег Смолин. — По всей остальной России ситуация такая же, как в Иркутске: выпускники бакалавриата не востребованы на рынке труда».

Но студентам новшества всё-таки не нравятся. Так, 9 апреля на территории Пермского государственного университета прошла акция протеста против реформы образования, организованная профсоюзом «Студенческая солидарность». Протестующие заявили, что реформа повлечёт за собой социальную дискриминацию и сделает магистратуру для большинства студентов недоступной. Иркутские студенты солидарны с пермскими. Пятикурсник ИрГТУ Виталий недоумевает, зачем нужна система «бакалавр плюс магистр» в вузах, когда уже есть техникумы и колледжи. «Если необходимо поднимать уровень образования, то не лучше ли это делать на местах, ограничив коммерческий набор», — предположил Виталий. Студентка третьего курса ИГУ Елена не в восторге от предстоящих перемен. «Какой смысл в бюджетном образовании, если оно будет бесплатным лишь наполовину, и откуда у среднего студента возьмутся деньги на оплату своего обучения?» — говорит она.

Трудовые деньги

Реформа Минобрнауки является очередным шагом к полной коммерциализации образования, считают большинство экспертов. К слову, по информации директора департамента инновационной деятельности науки и высшей школы Иркутской области Виктора Рыкова, сегодня в регионе более 52 тысяч бюджетных мест в государственных вузах, тогда как в прошлом году их было на 10-12% больше. На следующий год ожидается примерно такое же понижение количества бесплатных мест.

Однако Ольга Парфентьева предположила, что возможность получить степень магистра на «чужие» деньги будет с каждым годом возрастать: работодатели «привыкнут» и начнут обучать будущий персонал в соответствии со своими требованиями. На это рассчитывали и разработчики проекта. По их замыслу, двухуровневая система должна вовлечь работодателей в прогнозирование потребностей в образовании и увеличить их участие в финансировании подготовки кадров, преимущественно на второй ступени.

Пока же события развиваются не в пользу этого сценария. Менеджер по подбору персонала кадрового агентства «Сфера-консалтинг» Ольга Колчина отметила, что современный работодатель стал требовательнее относиться к подбору персонала. «Если раньше было важно просто наличие высшего образования, то теперь обращают внимание на то, какая специальность у человека, заканчивал ли он какие-то дополнительные курсы, — сказала Ольга Колчина. — Но большинство работодателей — процентов 80% — не стремятся повышать квалификацию сотрудников за собственные деньги». С нею согласен руководитель кадрового агентства «Трис» Дмитрий Неудачин. Сейчас даже на двух-трёх-дневные курсы сотрудник, как правило, тратится сам, заметил он. По словам нашего собеседника, сейчас большинство компаний пребывают в блаженном неведении о предстоящих образовательных нововведениях. Работодатели вряд ли задумывались о смысле ввода двухступенчатой системы, считает Дмитрий Неудачин. В ближайшие три-четыре года после реформы ситуация на рынке труда будет запутанной, полагает он. Впрочем, он не исключает, что в будущем работодателю придётся раскошеливаться на образование сотрудников.

[ title=»» pos=»abs» width=»100%»]
Проект создания двухуровневой системы обучения разработан в рамках Болонского процесса об интеграции образования. Единое образовательное пространство позволило бы, по мнению сторонников процесса, повысить мобильность студентов и дать им возможность самим выбирать учебные программы. В двухступенчатой системе обучения бакалавриат, магистратура и специалитет считаются самостоятельными уровнями высшего образования с отдельными государственными стандартами. Тем, кто освоил первый уровень, будет присвоена степень бакалавра. Обучение по старой модели образования — специалитет — правительство приравняет ко второму уровню, вместе с магистратурой. Но список допущенных к специалитету вузов станет именным, и его ежегодно будет утверждать правительство. В список попадут вузы, готовящие инженеров, медиков и работников органов безопасности — ФСБ и МВД. Пятилетним останется и ряд программ подготовки по творческим специальностям.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры