Прожиточный максимум
Настроение потребителя изменилось за последние годы в лучшую сторону
Несколько лет, прошедших после памятного валютно-финансового кризиса 1998г., ознаменовались оживлением экономики и социальной сферы. С замедлением инфляционных процессов реальные доходы населения в минувшем году (по предварительной оценке) выросли на 65% к 2000г. Заметно снизился уровень бедности: 6 лет назад доходы ниже величины прожиточного минимума имели более трети жителей области, теперь - каждый пятый.
Позитивный перелом произошёл и в настроении народа. Об этом свидетельствуют данные выборочных обследований, проводимых специалистами статистики. Изучение потребительских ожиданий населения представляет большой интерес, поскольку от них напрямую зависит поведение потребителя: стратегия затрат и сбережений, покупка товаров первой необходимости и предметов длительного пользования. А этим, в свою очередь, определяется объём продаж и налоговых поступлений, в конечном счёте — перспективы развития экономики.
Несмотря на субъективность оценок, обобщённый материал характеризуют важнейшие тенденции, происходящие в обществе. Интересно сравнить результаты анкетирования за длительный временной период; возьмём за основу четвёртый квартал 2000 и 2006 годов.
В совокупности опрошенных граждан вдвое (с 23 до 11%) снизилась доля молодёжи, заметно меньше (с 28 до 18%) стало лиц среднего возраста при одновременном увеличении удельного веса респондентов постарше. Это могло наложить своеобразный отпечаток на характер ответов: известно (и подтверждено материалами обследования), что молодое поколение отличается более оптимистичным взглядом. Несмотря на такой сдвиг возрастной структуры респондентов, практически все оценки стали более благоприятными.
Позитивнее, чем раньше, стала обобщённая оценка текущего экономического положения и происшедших изменений как в целом по стране, так и в своём городе, районе. Снизилось число ожидающих каких-то ухудшений в ближайшей или среднесрочной перспективе. В сравнении с 2000 годом чуть меньше пугает инфляция, чего нельзя сказать о безработице, около половины респондентов предполагают её рост в течение года.
Интересно, что ожидаемые перемены (большей частью позитивные) в представлении многих связаны с деятельностью органов государственного управления. Более высоко, чем прежде, оценена экономическая политика правительства: 5% опрошенных поставили ей отметку «хорошо», тогда как 6 лет назад её не было. Доля оценок «средне (посредственно)» увеличилась с 32% до 54%, а доля оценок «плохо» снизилась с 55% до 37%, однако остаётся нежелательно весомой.
Усиление позитивного настроя произошло в отношении не только общей экономической ситуации, но и собственного материального положения. Акценты в определении своего благосостояния сместились в сторону «хорошее» и «среднее», таких ответов — почти две трети.
Происшедшие перемены материального положения семьи большинство респондентов (68%) объясняет личными обстоятельствами, а предстоящие изменения почти исключительно (78% ответов) будут зависеть от действий правительства. При этом позитивных ожиданий вдвое больше, чем негативных.
Денежный доход респондентов в расчёте на одного члена семьи колебался в пределах от 1 до 20 тыс. рублей.
Большая часть (66%) опрошенных умеют сводить концы с концами, их расходы примерно соответствуют доходам, каждый четвёртый вынужден брать в долг или тратить сбережения, и лишь 8,5% имеют свободные денежные средства и возможность для сбережений. Наличие детей увеличивает риск нехватки денег, среди таких семей доля не умеющих дотянуть до следующей получки составляет 37%.
По признанию четверти респондентов, в случае получения большой суммы денег она была бы полностью потрачена. А большинство готово пойти на компромисс, потратив частично и сохранив какую-то часть. Наверное, такое решение объясняется массой неотложных потребностей, которые за счёт имеющихся доходов удовлетворить нелегко. Лишь около 4% опрошенных заявили, что полностью сохранили бы эти деньги.
Намерения, в сущности, характеризуют стиль поведения потребителя. За рассматриваемый период они практически не изменились, хотя экономические условия и для покупок, и для сбережений стали более благоприятными.
Но возможность накопления какой-либо суммы в течение года в целом невелика, для половины опрошенных это маловероятно, для 23% — совсем невероятно. И только 1,2% респондентов выразили полную уверенность.
Из 12 видов сбережений каждому респонденту было предложено выбрать 3 наиболее привлекательных. За 6 лет приоритеты респондентов несколько изменились, при хранении наличных денег ориентир резко сместился в сторону рубля, его сторонников стало вдвое больше, а любителей валюты убавилось втрое. Вложения в товары длительного пользования и во вклады Сбербанка пользуются равной популярностью, такой тип сбережений использует примерно треть респондентов. Коммерческие банки уступают, несмотря на более выгодные для вкладчика условия, вероятно, стабильность ценится выше предложенных процентов. А главный вид сбережений (на многие годы, себе и внукам!) — вложение средств в недвижимость (63% ответов).
Аналогично 3 варианта ответа нужно было выбрать и на вопрос о целях сбережений. В первых рядах по значимости остаются накопления для покупки недвижимости, оплаты образования и лечения, за них высказалось от 30 до 35% респондентов. На этот уровень вышли и сбережения в целях отдыха и путешествий, прежде имевшие меньше приверженцев.
Возросла роль сугубо рыночных стимулов сбережений: развитие собственного дела и получение дохода в виде процентов-дивидендов. Развитие рыночной экономики повысило значимость и других мотивов сбережений (покупка автомобиля, ремонт и строительство). Усилилась мотивация заботы о наследниках, родных и близких.
На этом фоне приятно отметить снижение роли таких негативных факторов, как накопления на старость, на «чёрный» день. И даже в сбережениях ради особого случая (свадьба, юбилей и т.д.), похоже, отпала надобность, число таких ответов снизилось с 14,6 до 2,4%.
Частично утратили свою мобилизующую роль в деле накоплений крупные покупки для дома, однако для четверти респондентов они служат хорошим стимулом откладывания средств. Один из вопросов анкеты — об отношении к серьёзным покупкам — разделил респондентов на 3 группы: намеренных что-либо покупать; желающих приобрести, но не имеющих такой возможности; не испытывающих потребности в приобретении.
На основании намерений можно довольно точно предсказать развитие ситуации в ближайшем будущем. Собирающихся приобрести дорогостоящие товары значительно меньше (1-2%), нежели тех, кто хотел бы, да не может. Причём невозможность покупки чаще всего обусловлена недостатком средств и лишь в отдельных случаях — нефинансовыми причинами.
Заметных изменений в сравнении с 2000 годом не произошло. Жажда приобретения, не подкреплённая возможностью, наиболее всего (49-52% ответов) выражена в отношении самых дорогих, а потому и недоступных покупок: мебели, автомобиля, товаров для строительства и ремонта. А не считающих нужным их покупать меньше, чем в отношении других товаров, — 41-48% против 54-90%.
Меньше всего желающих купить посудомоечные, швейные, вязальные машины, аудио- и видеомагнитофоны, земельные участки, телевизоры (9-20%). Подавляющее большинство респондентов (81-90%) не видят нужды в этом (уже имея данный товар либо, в силу особых потребительских свойств, не считая его необходимым).
Подвести черту, связав все оценки воедино, можно с помощью индекса уверенности потребителя. Он рассчитывается по методологии Европейской комиссии и учитывает оценку происшедших и ожидаемых изменений как экономической ситуации в стране, так и личного материального положения, а также степень благоприятности условий для крупных покупок. В 2000г., по данным обследования в Приангарье, этот показатель составил минус 14,8 (в других регионах России колебался от плюс 11 в Ханты-Мансийском автономном округе до минус 46 в Хабаровском крае). Отрицательное значение индекса означает преобладание неблагоприятных оценок.
В 2006г. потребительские настроения стали более позитивными, показатель Иркутской области приблизился к нулевой отметке (-0,6), что говорит о практически равной доле положительных и отрицательных ответов.
Фото Николая БРИЛЯ