издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Попутного ветра, «Алые паруса»!

Театральная шхуна «Алые паруса», прежде чем «пришвартоваться» в Иркутске, сделала остановку в северном городе Братске. Юнги, матросы, боцманы и капитаны - участники молодёжного театрального движения - собрались здесь, чтобы в очередной раз произнести клятву верности театральному искусству, показать на «палубах» драматического и кукольного театров, Дворца культуры «Энергетик» спектакли, работа над которыми занимала их воображение на протяжении всей долгой зимы.

Братск радушно принимал любительские коллективы из Казачинско-Ленского, Нижнеилимского, Тайшетского, Нижнеудинского районов, Чуны, городов Тулун, Железногорск. Фестиваль принёс на землю братчан улыбки, обаяние молодости, расцветил город алым цветом, ставшим символом единения любительских театров нашего региона, цветом любви и вдохновенного творчества.

Гостей приветствовали представители города: заместитель мэра по социальным вопросам Татьяна Линова, начальник департамента по культуре и молодёжной политике Рита Дроздова, руководители движения «Алые паруса» из Иркутска. «Адмирал», вдохновитель молодёжного театрального движения, директор академического театра Анатолий Стрельцов, к сожалению, приехать в Братск не смог, но техника ХХI века позволила ему визуально присутствовать на торжестве. С большого киноэкрана он обратился к молодым людям со словами напутствия, пожеланиями попутного ветра и творческих удач.

В течение трёх дней продолжалась в Братске игра, которая предполагала не столько демонстрацию профессиональных навыков любительских коллективов, сколько стремление их участников на рубеже своего взросления, выхода во взрослую жизнь быть духовно богатыми людьми. Фестиваль сделал его участников одной семьёй, в которой между родными и приёмными детьми нет разницы, они одинаково любимы и желанны для их родителей — взрослых организаторов движения.

Увы, второй этап фестиваля «Алые паруса» стал и отборочным туром для показа лучших спектаклей в апреле на сцене академического драматического театра имени Охлопкова. Этот отбор лучших для одних стал часом триумфа, других огорчил, переведя настроение из мажорного звучания в минор. Так устроена жизнь, так устроены и фестивали, выдвигающие из своих рядов лидеров, людей, которые на данном этапе становления оказались более подготовленными к плаванию, когда шхуну и её экипаж сопровождают не только сильные порывы ветра, но и шторма.

Многие молодые участники любительских коллективов в спектаклях обрели «лица не общее выражение», по-разному и по-своему перевоплотились на сцене в персонажи, языком которых они выражали волнующие их проблемы жизни. Одной из доминирующих тем фестиваля стала тема одиночества, одинаково тревожащая душу мужчин, женщин, детей. Пронзительно она прозвучала в спектакле «Загадка Таинственного секрета, или Большая меховая папа», поставленного режиссёром Еленой Тумаковой по пьесе Ксении Драгунской народным театром «Импульс» совместно с детским образцовым «Театром + К» из Казачинско-Ленского района. Поиск воображаемого папы заканчивается здесь трагически, дети погибают. Жестокий финал становится назиданием взрослым зрителям.

Спасением неродившегося ребёнка занимаются персонажи спектакля «Очень простая история», поставленного Ириной Бушуевой в народном молодёжном театре «Зеркало» города Железногорска. Животные, обитающие рядом с людьми — Лошадь, Свинья, Собака, Петух и Корова, интуитивно понимая драматичность происходящих событий, придумывают развязку истории, в которой жизнь побеждает смерть. Вселенское одиночество чувствуется в поведении двух мужчин, предпочитающих воображаемую жизнь действительности в спектакле «Школа с театральным уклоном» народного театра «Песочные часы» из Чуны. Руководитель театра и режиссёр Лира Баранова воспитала в участниках своего коллектива стремление не «выступать» на сцене, а выражать поток жизни.

Тема одиночества, затронутая сразу несколькими любительскими театрами, не случайна, она стала поводом для размышлений участников коллективов, их разговора со зрителями больших городов и небольших посёлков. Объ-единяющее понятие «Береги детей и зверей» пронизывает настроение спектаклей, их человеческий и духовный посыл. Эти спектакли говорят о состоянии души всех нас, живущих во времени, которое, ускоряя свой бег, стирает из генетической памяти человека чувства любви, добра, внимания к ближнему.

Думаю, не случайно среди фестивальных показов было мало спектаклей о любви. Казалось бы, о чём ещё говорить молодым людям со сцены, какие чувства проявлять на ней, но выбор тем часто зависит от мировоззрения и творческих позиций руководителей коллективов. Даже в спектаклях, поставленных по произведениям Вампилова, звучали чаще сюжеты парадоксальных ситуаций, показанных драматургом в пьесе «Провинциальные анекдоты», многих рассказах, инсценировки которых играли молодые актёры-любители.

Герой спектакля «Мы — люди интеллигентные, не правда ли», поставленного по мотивам произведений Вампилова в театральной студии «ВиД» города Братска режиссёрами Валерием Корчановым и Дмитрием Евграфовым, проявляется на сцене в чувстве страха. Страх превращает молодого героя в человека-мошку, тень, убоявшуюся своего отражения. «Несравненная Маша» в братском театре-студии «Ключ», поставленная режиссёром Виктором Головиным по неоконченной пьесе «Несравненный Наконечников», занимается поиском своего предназначения в жизни, а герои инсценированного рассказа «Свидание» в театре-студии «Шанс» Нижнеудинского района под руководством Светланы Новопашиной отыгрывают на сцене стечение обстоятельств, которые сначала соединили молодых людей, а потом разлучили их.

И всё же любовь прозвучала на зональном показе фестиваля «Алые паруса». Братский студенческий театр «Шар» показал спектакль «Птичка», поставленный Ольгой Головиной по мотивам повести Куприна «Олеся». Режиссёр посвятила свою работу жертвенной любви девушки, слывшей колдуньей, которая освобождает возлюбленного от обещаний, данных ей. Спектакль полифоничен, в нём тонкое проявление чувства любви соединяется с фольклорными напевами, народными гуляниями, наполняющими пространство сцены объёмным звучанием. Можно не соглашаться с трактовкой повести Куприна, предложенной Ольгой Головиной, но надо отдать должное: в решении массовых сцен, их созвучии с общей выразительностью сценического действия режиссёр добивается по-настоящему эмоционального звучания спектакля.

Просмотр работ молодёжных любительских театров показал, что многие из них не безупречны. Но разве в этом дело? Руководители, работая с юными и молодыми людьми, не ставят задачей воспитать из них актёров, цель заключается в другом — в познании средствами театрального искусства нашего бытия, осознания его духовной основы. Конечно, образовательный ценз и степень таланта у руководителей театров разные, многих режиссёров из Иркутска, Ангарска, Братска с полным основанием можно назвать мэтрами, но есть организаторы театров, особенно школьных, которые в работе с детьми руководствуются только педагогическими задачами.

В молодёжном движении подобное отношение к театру поощряется, вызывает уважение, потому что следует главному правилу работы с детьми: не навреди… Что и говорить, проблем много, например, в отдалённых районах области нет специалистов, которые могли бы организовать театр, привлечь в него молодых людей. Театр — один из сложнейших видов искусства, он формирует самую тонкую составляющую человека — его душу.

Оптимистическое звучание фестиваля «Алые паруса-2007» достигнет своего апогея в Иркутске. 22 апреля молодые актёры любительских театров области выйдут на сцену академического театра, чтобы показать на ней спектакли, работа над которыми вдохновляла их в течение года. Хочется верить, что с этим вдохновением молодые люди войдут и во взрослую жизнь.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры