Крайняя энергетическая мера
В начале недели энергетики ввели ограничение на подачу электроэнергии и пригрозили полным отключением филиалам ГУЭП «Облкоммунэнерго», которые задолжали энергокомпании более 50 млн. рублей. Впрочем, в ходе выяснения отношений между двумя структурами потребители практически не пострадали. А вот головному офису «Облкоммунэнерго» пришлось два дня сидеть без света. Ставшая традиционной для энергетиков мера была эффективной — уже к пятнице «Облкоммунэнерго» удалось сократить задолженность, собрав деньги с населения и других потребителей.
Сообщение об ограничении и последующем отключении подачи электрической энергии в связи с задолженностью ГУЭП «Облкоммунэнерго» свыше 50 млн. рублей пресс-служба «Энергосбыта» распространила 28 марта. «На протяжении всего отопительного сезона оптовый перепродавец не исполнял свои обязательства по соглашению и нарушал график платежей», — подчеркнули в пресс-службе. Ещё 22 марта энергетики ввели ограничения на два-три часа для Саянских (города Черемхово, Саянск и Тулун), Усть-Кутских (Киренск и Усть-Кут), Тайшетских, Нижнеудинских и Усть-Ордынских электрических сетей и ГУЭП «Облкоммунэнерго» (Иркутск). К концу недели список муниципалитетов расширился. Злостным неплательщикам — Саянским электрическим сетям и «Облкоммунэнерго» — были направлены предупреждения «об углублении ограничения» и даже полном отключении.
В год «Облкоммунэнерго» приобретает 3 млрд. кВт/ч электроэнергии, что составляет порядка 5% от полезного отпуска потребителям ОАО «Иркутскэнерго», и обслуживает 362 тыс. человек населения и 8,2 тыс. юридических лиц. 60% объёма потребления электрической энергии приходится на население, 24% — на бюджетную сферу и предприятия ЖКХ, остальное — на прочих потребителей.
Депутат Законодательного собрания Иркутской области Юрий Фалейчик считает шаг, на который решились энергетики, «чрезвычайным». «Неожиданно, что энергокомпания начала подавать такие «сигналы», — отметил парламентарий. — Бывало, что задолженность муниципалитетов достигала миллиардов рублей, но вопрос обычно решался переговорным способом».
Как пояснили в «Энергосбыте», ограничения коснулись всех потребителей, которых обслуживают данные сети. Речь идёт о населении, юридических лицах и бюджетных организациях. «Понятие «ограничение» означает снижение надёжности энергоснабжения, — пояснила сотрудник пресс-службы «Энергосбыта» Олеся Сапсай. — Потребитель — «Облкоммуэнерго» — по своему усмотрению распределяет нагрузку: кого-то отключает, а кого-то продолжает снабжать электроэнергией. Социально значимые учреждения отключаются в последнюю очередь».
В пресс-службе мэрии Иркутска нам сообщили, что в городе подача энергии могла быть ограничена только некоторым частным предприятиям. «Облкоммунэнерго» не является поставщиком электроэнергии для населения и бюджетных организаций города», — сообщила начальник управления администрации Иркутска Ирина Леньшина. О том, что перебоев с подачей электроэнергии нет, «Конкуренту» сообщили в администрации Заларинского района.
«Ограничения практически никого не коснулись, — сообщил «Конкуренту» заместитель генерального директора «Облкоммунэнерго» Владимир Шелковников. — Правда, два дня в здании нашего предприятия не было света». Задолженность перед энергетиками, по его словам, возникла потому, что муниципалитеты не рассчитываются с перепродавцом, ссылаясь на отсутствие денег в бюджете. По словам Шелковникова, ограничения на подачу электроэнергии из-за долгов вводятся энергетиками не впервые. Как правило, это происходит в начале года, когда не привыкшее к новым тарифам население особенно плохо рассчитывается с перепродавцом за услуги.
Впрочем, на крайние меры энергетики не пошли. Уже к пятнице большая часть ограничений была снята из-за частичного погашения задолженности. По данным на пятницу, задолженность составляла уже 28,16 млн. рублей, заверил Владимир Шелковников. Долги были частично погашены в том числе за счёт денег, собранных с населения и других потребителей.