Большая игра в бизнес
Игра Global Management Challenge (GMC), в которой уже более двадцати лет меряются силами бизнесмены многих стран, понравилась иркутянам. Уверенный старт в ней команд Восточно-Сибирской газовой компании и Байкальского института бизнеса и международного менеджмента ИГУ, а затем выход последних в национальный финал — только начало. Каким может быть продолжение, выясняла ВИКТОРИЯ КОМАРОВА.
Молодые, да ранние
Первая российская игра Global Management, стартовавшая в ноябре 2006 года, ближе к финишу стала соревнованием бизнес-школ. Список команд-финалистов был объявлен три недели назад. В национальный финал GMC-2006 вышли 8 из более чем сотни команд, заявившихся для участия: StepUP (Клуб выпускников президентской программы Пермского края), АВБ — Развитие (ОАО «Автовазбанк»), CBS 1 — Классическая Бизнес Школа, CBS 2 — Классическая Бизнес Школа, Сборная РЭА им. Г.В.Плеханова (Сборная команда эк.академии им.Плеханова по президентской программе), AAA (Программа лидерства «Новое поколение профессионалов»), Астра (Фонд участников Президентской программы по Астраханской области) и «Байкал» (Байкальский институт бизнеса и международного менеджмента ИГУ). Причём иркутяне — не только самая молодая команда, заявившаяся на GMC, но и единственная за Уралом, пробившаяся в финал.
Чуть-чуть до итоговой игры GMC-Russia, который пройдёт 5 апреля в столичном «Президент-отеле», став второй в своей группе, недотянула команда ВСГК, к слову, тоже состоящая из выпускников БИБММ. Но «чуть-чуть» в GMC не считается. И за право участвовать в международном финале Global Management Challenge 2006 в Макао будет бороться лишь одна иркутская команда — «Байкал». Это двое студентов и трое выпускников Сибирско-американского факультета менеджмента («Конкурент» писал о ней подробно в номере за 29 декабря 2006 года). В последнем раунде «Байкал» обошёл команду Юниаструмбанка, возглавляемую председателем совета директоров банка Георгием Писковым. В игре также принимали участие команды Роспрома, Сургутнефтегаза, Sun Interbrew, Инженерного центра, «РАО ЕЭС России». Но многие участники предпочитают не раскрывать себя, это касается прежде всего аналитиков консалтинговых компаний, для которых низкий результат может означать профессиональную смерть. Команда обладает минимальной информацией о своих соперниках. Многие из них — выпускники программ МВА и престижных бизнес-школ, практикующие бизнесмены.
В основе игры лежат бизнес-имитации, моделирующие близкие к реальным ситуации. В начале каждого из четырёх раундов команды получали в управление одинаковые компании и, действуя как топ-менеджеры, занимались их развитием. Компании могли производить три вида потребительских товаров — от массового до премиального — и продавать их через дистрибьюторов в России, Европе и через Интернет. Победителей определяла программа-симулятор, которая оценивала результаты этой работы по динамике стоимости акций их виртуальных компаний. Иркутский «Байкал» оказался в тройке команд, добившихся наивысшей рыночной стоимости своих бизнесов.
«Астелятор Коперхольда»
Свой управленческий стиль в «Байкале» в шутку называют «Астелятор Коперхольда». А если серьёзно, то все свои решения команда строит, основываясь на математических расчётах. «Каждый раз это уравнение со 124 неизвестными. Нам приходится оперировать данными, сопоставимыми со всеми бизнес-показателями Иркутского авиазавода. Мы просчитываем всё до копейки, до грамма», — поясняет Анатолий Антонов, пятикурсник САФ и одновременно сотрудник одной из «дочек» корпорации «Иркут». «В неделю нам приходилось принимать до 70 управленческих решений», — добавляет капитан команды Дмитрий Германов.
Капитан считает залогом успеха своей команды принцип коллективного принятия решения. «Решение не считалось принятым, если его не поддержали все пятеро членов команды», — отметил он. «Каждый из нас не доказывает свою правоту, а аргументирует», — дополняет его Галина Кузьмина. Участники «Байкала» рассчитывают получить в финале конкурентное преимущество: они сумели не только правильно разделить между собой зоны ответственности и разобрались во всех тонкостях игры с симулятором, но и имеют опыт совместной работы в реальном времени, в режиме мозговых штурмов и совместных решений.
— Как к финалу выглядел ваш «бизнес»?
— Очень привлекательным для инвесторов, — парирует Дмитрий Германов. — За виртуальный год существования нашей компании мы увеличили стоимость акций в два раза. Сегодня она нам самим очень нравится. Это такой чистенький приятный завод.
— Вы уже почувствовали на себе внимание охотников за головами?
— Пока всё внимание выражается в большом количестве поздравлений, — говорит Галина Кузьмина. — Но на финале, мы знаем, будет очень много специалистов HR. Global Management традиционно рассматривается участниками как площадка для карьерного роста. И мы готовы к интересным предложениям.
Впрочем, на участников команды спрос итак достаточно высок. За время игры получила ангажемент и переехала в Новосибирск Наталия Вепрева. Но на финале «Байкал» всё-таки будет участвовать в полном составе. 5 апреля игроков ждёт уже не виртуальная игра. В течение дня пройдёт пять раундов. За это время компания проживёт 1 год и 1 квартал. «Сложность будет заключаться в том, что на принятие решений отводится лишь по полтора часа», — констатирует Дмитрий Германов. Сами участники высоко оценивают свои шансы на победу в финале. Попытка капитана призвать команду «быть скромнее», конечно, не дала результата. Мария Потапкина объясняет это тем, что на протяжении пяти лет их, студентов САФ, «как раз учили быть лидерами».
Образование для амбициозных
Позже преподаватели института с гордостью за команду своих студентов показали стопку поздравлений команде с пожеланиями успехов в финале от Региональной общественной организации «Иркутское землячество «БАЙКАЛ», Российской ассоциации бизнес-образования, от Государственного университета — Высшая школа экономики, от Института Всемирного Банка, от генерального директора ИркАЗ-СУАЛ Игоря Гринберга, из Госдумы, от выпускника и преподавателя БИБММ депутата Андрея Буренина, заместителя гендиректора ФГУП «РСК «МиГ» Александра Свищенко. В институте прекрасно понимают, что участие в «Global Management Challenge» — оценка не только компетенции каждого участника, но и качества полученного ими образования. Выход команды «Байкал» в финал GMC-Russia только подтверждают амбиции института, продвигающего проект открытия на базе БИБММ Байкальской международной бизнес-школы. На днях его поддержал заместитель председателя Бюджетного комитета Государственной Думы РФ Виталий Шуба. Он считает, что проект сопоставим по значимости с национальным университетом. БИБММ неотступно следует заявленной много лет назад миссии непрерывного обновления качественных знаний в области бизнеса и менеджмента в Восточно-Сибирском регионе. В этом году здесь начата подготовка специалистов по программе MBA. В скором времени здесь появится лаборатория моделирования будущего.
«Обе команды выпускников и студентов института успешной игрой в GMC очень увеличили свою капитализацию. Я не удивлюсь, что в скором времени, «Байкал» в полном составе будет «куплен» какой-нибудь корпорацией», — заметил директор БИБММ Владимир Саунин. По его мнению, GMC стал хорошим замером конкурентоспособности, в том числе системы бизнес-знаний, которые студенты и слушатели получают в институте. Причём Владимир Саунин убеждён, что в GMC-2007, заявки на участие в которой уже принимаются, вновь будут представлены партнёры и бывшие студенты БИБММ.
Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА