Время управдомов
Более трети иркутян отдали свои дома в управление жилищным компаниям
Выбор жилищной управляющей компании - задача сложная. В Иркутске около десятка частных управляющих предприятий и четыре муниципальных. Частники заявляют о том, что конкуренция на рынке заставляет их более щепетильно относиться к качеству услуг, муниципалы ставят на надёжность и гарантии городской администрации. В любом случае до 1 января 2008 года жители города должны отдать предпочтение одному из способов управления. «ВСП» начинает серию публикаций, посвящённых этой проблеме.
Реформа жилищно-коммунальной сферы РФ продолжается второй год, однако пока население довольно сдержанно относится к перспективе передать управление собственными домами жилищным компаниям. Государственной Думой РФ сроки выбора управляющих компаний были перенесены до 1 января 2008 года. Новый Жилищный кодекс разрешает жильцам воспользоваться тремя способами управления домами. Решение принимается, если за него высказались жильцы, владеющие не менее 51% площади жилья.
По первому способу каждый собственник заключает договор на обслуживание квартиры самостоятельно, а по общим вопросам, к примеру уборке подъездов, жильцы кооперируются и обращаются в управляющую компанию. Второй способ предполагает создание товариществ собственников жилья, специализированного или жилищного кооператива. Третий — коллективную передачу полномочий всем домом управляющим компаниям на основе заключения договора. Надо отметить, что, по опыту реализации жилищной реформы, население Иркутской области в основном предпочитает третий способ и лишь малый процент собственников решаются на создание ТСЖ или готовы самостоятельно выбирать, кому передать управление своей квартирой. Впрочем, в многоквартирных домах индивидуальный способ заключения договоров нецелесообразен, так как жильцам и управленцам удобнее, чтобы весь дом обслуживала одна компания.
В Иркутске 11 тыс. кв. м жилищного фонда. Сегодня в городе работают не менее десятка частных компаний и четыре муниципальных. Четыре управления жилищно-коммунальными системами были учреждены мэрий Иркутска в июне 2006 года. Все они — акционерные общества со 100%-ным муниципальным капиталом. По данным городской администрации на декабрь 2006 года, с формой управления определились только 15-20% собственников жилья. Сегодня эта цифра увеличилась до 35,5%.
Основная задача управляющих компаний, по мнению городских чиновников, — обеспечить качественное содержание много-квартирных домов. Причём, как отмечают власти, цель работы таких предприятий — предоставить максимальный объём услуг при существенной экономии затрат на деятельность самой компании. Основные собираемые средства должны идти на содержание жилищного фонда, подчёркивают в комитете по ЖКХ администрации города. Вместе с тем городские власти отмечают, что пока решены не все вопросы работы управляющих компаний.
Нарекания населения вызывают как частные управленцы, так и муниципальные. Городские власти отмечают, что работа частных компаний не лицензируется, а это означает, что гарантий деятельности таких предприятий нет. Пока федеральный законодатель не определил законодательные нормативы, которые позволили бы муниципалитетам каким-либо образом воздействовать на недобросовестные частные предприятия. Ошибка собственника жилья с выбором частника полностью ложится на его плечи, а поскольку пока не существует федерального законодательства, вводящего сертифицирование или же лицензирование предприятий, работающих в сфере ЖКУ, то жители дома могут столкнуться с компаниями-«однодневками».
Существует и ряд претензий к работе муниципальных компаний. Так, высказываются опасения, что компании могут монополизировать рынок, а это означает, что конкуренции между управляющими предприятиями не будет. Отмечены факты, когда управленцы заключали договоры со старыми подрядчиками, преобразованными из ремонтно-эксплуатационных управлений в общества с ограниченной ответственностью.
Как сообщили «ВСП» в комитете по ЖКХ администрации Иркутска, мэрия города намерена ввести достаточно жёсткий контроль за качеством услуг, которые предоставляют управленцы. Комитет разработал систему специальных индикаторов оценки деятельности акционерных обществ и организаций в сфере ЖКУ в 2006 году. На базе этих индикаторов была составлена анкета, которая разослана во все организации. Мэрия попытается определить, насколько эффективно каждая компания работала в прошлом году. После обработки данных будет составлен рейтинг качества жилищного обслуживания.
Городские власти отмечают, что именно этот рейтинг будет учтён при проведении муниципального конкурса на право управления жилищным фондом после 1 января 2008 года. Жилищный кодекс гласит, что управление домами, жители которых так и не определятся с предпочтениями до 2008 года, перейдёт к компании, которая победит в конкурсе.
А с 1 июня 2007 года в Иркутске намечены работы по инвентаризации многоквартирных домов. Чиновники намерены составить список жилых домов, которые уже передали право управления одному из акционерных обществ. В планах мэрии — создание некоммерческого партнёрства организаций, которые работают в сфере ЖКУ.
Жилищный вопрос
Реформа жилищно-коммунального хозяйства проводится не первый год, однако вопросов по данной теме по-прежнему очень много. В нашей новой рубрике начальник экономического управления комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Иркутска Светлана ЩЕПИНА отвечает на вопросы иркутян.
На общем собрании жильцы нашего дома выбрали управляющую компанию, однако заявки по-прежнему выполняют работники ДЭЗа, причём качеством услуг мы с соседями недовольны.
Матвеева А.Н., г. Иркутск
— Многие ЖЭУ, РЭУ, ДЭЗы сегодня работают не самостоятельно, а в качестве подрядных организаций, нанятых управляющей компанией. И если вы недовольны тем, как они вас обслуживают, вы вправе от их услуг отказаться и попросить управляющую компанию выбрать для вас другого подрядчика. Ну а для тех собственников жилья, кто ещё не определился с формой управления домом, РЭУ, ЖЭУ и ДЭЗы работают по прежней схеме.
Наш дом пока ещё не выбрал способ управления, все заявки выполняет ДЭЗ. Самое интересное, что цены на одну и ту же услугу у нашего ДЭЗа всегда разные. Кто это контролирует?
Луценко С.А., г. Иркутск
— До тех пор, пока жилой дом не выбрал форму управления, его жители платят за ремонт и содержание жилья по тарифам, установленным мэром города. Речь идёт о местах общего пользования — подвалах, подъездах и т.д. Все работы, которые проводятся непосредственно в квартирах, оплачивают собственники этих квартир. Причём организация, в которую вы обращаетесь, в данном случае ДЭЗ, обязательно должна иметь прейскурант цен на все услуги, утверждённый руководителем. Оплачивать работы жители должны именно по этому прейскуранту, причём не мастеру — слесарю или сантехнику, а в кассу ДЭЗа. Если в ДЭЗе по какой-то причине нет прейскуранта, вам нужно обратиться в администрацию округа, на территории которого вы проживаете.