издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Охотники за нефтью

Хищение нефтепродуктов стало сверхприбыльным «бизнесом»

Ангарская нефтехимическая компания всегда была притягательным объектом для криминала. С помощью хищнических врезок по криминальным трубопроводам злоумышленники пытаются украсть нефть и нефтепродукты. И чем жёстче принимаемые службой безопасности АНХК меры по охране собственности компании, тем агрессивней ведут себя преступные группировки. 14 февраля в подъезде собственного дома был убит один из руководителей службы безопасности Виталий Попов. В компании убийство Попова напрямую связывают с его профессиональной деятельностью.

Между тем проблема охраны территории АНХК — это не только и не столько внутреннее дело предприятия. Ни для кого не секрет, что производства АНХК являются взрыво- и пожароопасными. Но обнаглевшему ворью дела нет, что любые несанкционированные действия на промышленной площадке могут привести к последствиям, необратимым и катастрофическим для всех ангарчан.

Как защитить персонал АНХК, жителей Ангарска? Как решаются эти вопросы правоохранительными органами города, области? Об этом мы беседуем с заместителем генерального директора ОАО АНХК по вопросам безопасности Александром Эдельманом.

— Александр Исаевич, как вы оцениваете криминогенную обстановку вокруг компании?

— Как сложную. Хотя её нельзя рассматривать в отрыве от общего уровня преступности в городе и в регионе, который по-прежнему остаётся высоким. Преступные группировки, для которых хищения и реализация похищенных нефтепродуктов и нефти является основным и сверхприбыльным противоправным бизнесом, не останавливаются сегодня ни перед чем. Для того, чтобы добраться до трубопроводов АНХК, они вербуют себе пособников из числа производственников и охраны, используя при этом подкуп, угрозы, шантаж. Тех, кто не идёт на сговор, пытаются запугать физической расправой.

В последние три года нападениям подверглись свыше 270 работников производств и сотрудников службы безопасности компании. В большинстве случаев причины этих нападений не связаны с профессиональной деятельностью потерпевших. Они стали жертвами грабителей, хулиганов и др. По 25 фактам, где, по нашему мнению, присутствуют «профессиональные мотивы», возбуждены уголовные дела. Однако, ни одно из них правоохранительными органами не раскрыто. Безнаказанность и преступная вседозволенность влечёт совершение других, более дерзких и тяжких преступлений.

Сегодня преступные группировки действуют не только предельно цинично, но и вполне профессионально. В прошлом году, например, мы впервые столкнулись с тем, что злоумышленниками при изготовлении и прокладке несанкционированных трубопроводов активно используются достижения научно-технического прогресса, а именно — импортные дорогостоящие установки горизонтального направленного бурения, способные скрытно под землёй на глубине более 5 метров проложить трубопровод из пластиковых труб к нужному объекту. В текущем году было предпринято несколько таких попыток. Возбуждено уголовное дело, которое передано в специализированную группу по расследованию и раскрытию преступлений в области ТЭК.

В последние два года возникла и другая проблема. Преступники целенаправленно выводят из строя коммуникации, обеспечивающие компьютерную и телефонную связь, работоспособность охранно-пожарной сигнализации и видеонаблюдения, систем автоматики управления технологическими процессами и промышленных контрольно-измерительных приборов. И это беспокоит, пожалуй, больше всего: подобные диверсии ведут к сбоям производственного процесса, отнесённого к категории опасного, что, в свою очередь, может повлечь техногенные и экологические катастрофы.

— Предпринимаются ли дополнительные меры защиты для сотрудников службы безопасности, работающего персонала, объектов компании?

— Да, меры дополнительной личной безопасности для сотрудников службы безопасности, руководителей и работников производств приняты, прорабатывается вопрос о замене части сотрудников отдела охраны СБ на сотрудников милиции УВО при УВД г. Ангарска. Совместно с правоохранительными органами предполагается осуществить ещё ряд организационных и практических мер по оздоровлению криминогенной обстановки в городе и вокруг предприятия.

Проводятся инженерно-технические мероприятия по защите производственных технологических объектов. На эти цели управляющей компанией выделены значительные средства. Так, периметры всех основных объектов АНХК оборудованы инженерными средствами защиты, периметральной охранной сигнализацией и охранным видеонаблюдением. В состав единой системы входят 594 видеокамеры.

На ряде особо важных объектов для защиты от проникновения правонарушителей ограждения полос отчуждения наиболее опасных участков усилены 3-рядным ограждением из колючей проволоки общей протяжённостью около 16 км. На 13 контрольных площадках, 10 проходных КПП охраняемых объектов установлена система контроля управления доступом с функцией фотоиндентификации проходящих через КПП лиц.

Компания тратит огромные средства на то, чтобы защитить свои объекты и своих сотрудников от криминала. Но проблема должна решаться комплексно. Если при бездействии, а, может быть, и при прямом попустительстве правоохранительных, государственных органов ворованные продукты можно без проблем реализовывать через частные АЗС, если вокруг АНХК строятся мини-НПЗ, которые заведомо рассчитаны на ворованную нефть, то вряд ли даже самые большие вложения принесут эффективную отдачу.

Кстати, в правоохранительные органы мы неоднократно представляли информацию о фирмах и организациях, расположенных на прилегающей к компании территории, работающих на похищаемых нефти и нефтепродуктах, ведущих производство без лицензий с нарушением всяких требований противопожарной и промышленной безопасности. Однако реальные проверки этих фирм либо не проводились, либо носили формальный характер.

— Насколько эффективна в таких условиях работа корпоративной службы безопасности?

— Наша служба является главным звеном обороны от различных преступных посягательств. Только в 2006 году пресечено на стадии подготовки 27 преступлений, задержано с поличным 26 человек. Обнаружено подготовленных к хищению товарно-материальных ценностей на сумму 1 млн. 432 тысячи рублей.

Изъято ценностей при попытке вывоза с территории компании без надлежащего оформления документов на сумму 5 млн. 840 тыс. рублей. Привлечено к ответственности за выявленные нарушения 1759 человек.

Большое внимание уделяется предупреждению рисков причинения ущерба предприятию недобросовестными партнёрами в сфере материально-технического обеспечения, возврату просроченной дебиторской задолженности. Отработано 197 предприятий-дебиторов. Воз-вращена просроченная дебиторская задолженность в сумме 32 млн. 873 тыс. рублей.

— Помогают ли сотрудникам службы безопасности рядовые работники АНХК?

— Конечно, именно при их деятельном участии мы раскрываем немалую часть преступлений. В компании работает телефон доверия — 57-20-00, по которому каждый, не называя себя, может сообщить информацию о готовящихся преступлениях.

— Есть ли информация по убийству Виталия Попова?

Расследование преступления проводит возглавляемая следователем прокуратуры следственно-оперативная группа, в состав которой вошли оперативные работники уголовного розыска, управления по борьбе с организованной преступностью, ФСБ г. Ангарска и Иркутской области. В ближайшее время производство по уголовному делу возьмёт следствие прокуратуры области, либо генеральной прокуратуры. Руководители правоохранительных органов заверяют, что по делу есть информация, над которой они работают.

Руководством Ангарской нефтехимической компании принято решение о выплате денежного вознаграждения в размере до одного миллиона рублей за информацию о лицах, совершивших убийство Виталия Попова, заказчиках, а также за любую другую информацию, которая будет способствовать рас-крытию преступления

Информацию можно сообщить в Ангарский отдел РУ ФСБ Иркутской области по телефону: 52-24-95 (круглосуточно). Анонимность звонков и личности звонившего гарантируется.

— Недавно приняты изменения в Уголовный кодекс, касающиеся несанкционированных врезок. В чём их суть?

— Федеральным законом от 30.12.2006 года № 283-ФЗ внесены изменения в УК и УПК РФ в части усиления ответственности за кражи нефтепродуктов из нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, ч. 3 ст. 158 УК дополнена п. «б». Таким образом, преступления данной категории отнесены к тяжким и наказание усилено до лишения свободы от 2 до 6 лет. Ранее наказание предусматривалось по ч.1 ст. 158 УК РФ до 3 лет лишения свободы.

Также дополнительно введена ст. 215.3, устанавливающая ответственность за приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов по ч. 2 от 3 до 6 лет как за тяжкое преступление. По ч. 3 ст. 215.3 предусмотрена ответственность уже от 5 до 8 лет лишения свободы.

Беседовала Анна КОКОУРОВА

Фото Андрея ЛЕВКУНА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры