Туфли от Мао
В прошлом году специалисты отдела защиты прав потребителей областного управления Роспотребнадзора сняли с реализации 84 процента проверенной обуви - из-за производственных дефектов. Если говорить профессиональным языком - деформации носков и задников, осыпания красителей, неправильно поставленных каблуков, кривых строчек, отклонения оси симметрии, плохо приклеенной подошвы. Основной производитель такой продукции - Китай.
Индивидуальные предприниматели едут в Поднебесную, чтобы купить товар подешевле. При этом они не забивают свои головы правами потребителей. Информации о стране-изготовителе, свойствах, сроках и условиях гарантийного ремонта добиться от продавцов невозможно. Более того, при проверках выясняется, что нет и документов, подтверждающих качество ботинок.
Специалисты Роспотребнадзора недавно проверили торговый центр «Меркурий» в Иркутске. В золотом зале в павильоне № 19 индивидуального предпринимателя Н. Красиковой приостановлена реализация 44 пар женских туфель на 144600 рублей. На дорогие шёлковые туфельки не оказалось сертификата соответствия. Никаких сведений об изготовителе. И качество не соответствует требованиям ГОСТа.
В павильоне № 66 (ИП Е. Гоге) пришлось «затормозить» продажу уже 216 пар женских туфель из искусственных материалов на 249700 рублей. И здесь не могли представить документы, подтверждающие качество и безопасность товара.
Аналогичные нарушения выявлены и в торговом комплексе на улице Урицкого в павильоне ИП Г. Кудрявцевой. Здесь приостановлена продажа 44 пар женских сапог на 67500 рублей.
Как же обезопасить себя от неудачной покупки? На этот вопрос отвечает главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Вера СОРДОНОВА:
— Не покупайте обувь у случайных лиц, на стихийных рынках, в комиссионных магазинах. Велика вероятность покупки со скрытыми дефектами, которые проявятся только во время носки. Шансов защитить свои интересы больше, если покупка сделана в специализированном магазине или павильоне. Чек и гарантийный талон следует сохранить. Прежде чем купить сапоги или туфли, поинтересуйтесь у продавца гарантийным сроком, уточните, где это написано. Если срок не указан или продавец вообще не даёт гарантии, то действуют общеправовые нормы. Гарантийный срок обуви — не менее 30 дней со дня продажи через розничную сеть или с начала сезона. Для центральных и южных районов Иркутской области зимний сезон начинается с 15 октября, весенний — с 9 апреля, летний — с 15 мая, осенний — с 8 сентября.
Надо правильно подобрать обувь по размеру и полноте: стопа не должна быть сжата.
Не спешите в обновке сразу же выходить на улицу. Походите дома. Вдруг вы неправильно подобрали её по размеру или фасону. В этом случае потребитель вправе за 14 дней обменять товар, если он не был в употреблении, сохранил свой внешний вид, фабричные ярлыки.
При обнаружении дефекта претензии надо изложить письменно в двух экземплярах. Один вручить продавцу. Второй (с его подписью) оставить у себя. В случае отказа принять заявление следует направить его заказным письмом с уведомлением о вручении или оставить на прилавке в присутствии двух свидетелей.
Зачастую работники магазина навязывают потребителям выгодные для себя условия, и покупатель может рассчитывать только на ремонт. Если вы приобрели бракованный или фальсифицированный товар, то по закону имеете право выбора: отремонтировать, заменить на другой, забрать деньги, уценить. Поэтому возражения продавца и ссылки на порядки в их магазине следует расценивать как просьбу, с которой можно не согласиться.