Урок электората
Избиратели учат партии делать выбор
«Парад хороших мин» — так охарактеризовал партийные итоги муниципальных выборов 11 марта один из экспертов «Конкурента». Практически все партии поспешили заявить о том, что удовлетворены итогами голосования. Между тем эксперты полагают, что поводов для радости нет не только у «Справедливой России», которая сумела получить одно место в муниципалитете первого уровня, ни у КПРФ, поддержавшей мэров-победителей в двух территориях, но даже и у «Единой России», которая заявила, что считает «своими» пять из шести разыгранных на выборах мэрских кресел. Именно «ЕР» принадлежит самое впечатляющее поражение этих выборов в Бодайбо, когда мэр-единоросс проиграл частному предпринимателю более 60% голосов, и странный расклад в Иркутском районе, где на предвыборную гонку вышли два партийных представителя. Всё это, по мнению политологов, говорит о том, что региональным отделениям стоит серьёзно задуматься о внутрипартийной ситуации и модернизировать выборную политику.
Почти победители
Выборы состоялись в 17 муниципалитетах. В 11 территориях избирались мэры и главы поселений. Мэры переизбирались по шести районам — Иркутскому, Тулунскому, Ольхонскому, Усольскому, Бодайбинскому и Жигаловскому. Самая высокая партийная активность по традиции была у «Единой России», которая «двигала» 8 кандидатов, в том числе шестерых действующих мэров. По мнению экспертов, выборы в большинстве территорий должны были пройти достаточно тихо — «Единая Россия» просто подтвердила бы расклад двухлетней давности и пролонгировала полномочия действующих управленцев. На пресс-конференции по итогам выборов секретарь ИРО «ЕР» Константин Зайцев именно так позиционировал итоги, заявив, что «ЕР» победила со значительным перевесом — по пяти из шести мэрским мандатам. Поражением единороссы готовы считать только Бодайбо.
Однако чистой победу «ЕР» можно назвать только в трёх территориях — Жигалово, Тулуне и Усолье. Мэры Георгий Зарукин и Александр Ташлыков опередили ближайших соперников-самовыдвиженцев на 11 и 7%. Пётр Герасимов, шедший ещё и при поддержке КПРФ, получил почти 80% голосов. «Единая Россия» сделала ставку на грамотных управленцев, — отмечает политолог Олег Воронин. — А такие в районах в дефиците. Мэры показали себя хорошо как на депрессивном Ольхоне, так и в Жигалово, где идут инновационные процессы. Это и гарантировало переизбрание».
Впрочем, итоги выборов в Ольхонском районе к победе единороссов можно отнести с натяжкой. Мэр Николай Мотошкин сумел вырвать у кредитного инспектора допофиса Байкальского банка Эхирит-Булагатского ОСБ Розы Дархановой только 4%. Это позволило региональному отделению «Справедливой России», которое вело на выборах Розу Дарханову, заявить о возможном пересмотре итогов голосования. «Штаб кандидата сейчас оценивает свою доказательную базу. Если они будут готовы идти в суд, то мы рассмотрим их обращение и примем своё решение», — сказал «Конкуренту» глава регионального отделения «СР» Андрей Кузин.
В муниципалитете «Город Бодайбо и район» провал единоросса Александра Абраменко был сенсационным. Действующий мэр уступил беспартийному индивидуальному предпринимателю Евгению Юмашеву, который ещё два года назад был третьим из трёх на выборах главы города, более 60% голосов. Ему доверяют более 80% пришедших на выборы. «Городское хозяйство развалено, мэр не смог найти общего языка с представителями местной бизнес-элиты, в том числе и с ЗАО «Полюс», всё закономерно», — считает Олег Воронин. Не признать это поражение единороссы не могли.
В свои ворота
Объектом всеобщего внимания стали выборы в Иркутском районе, где, по мнению политологов, «был вынесен на всеобщее обозрение внутрипартийный конфликт». Соперничали два единоросса — действующий мэр Сергей Зубарев и вице-президент ассоциации «Байкальская виза», директор ООО «Внешрегионторг» Игорь Наумов. Зубарев был выдвинут партией, а Игорь Наумов, имеющий статус нештатного советника губернатора Иркутской области, тесно связан с бизнес-группой главы Листвянки Татьяны Казаковой.
Президиум Политсовета «ЕР» изначально склонялся к официальной поддержке Наумова, но Александр Тишанин и Владимир Якубовский добились принятия решения Политсовета в поддержку Зубарева. При этом, однако, никакого давления ни со стороны губернатора, ни со стороны «ЕР» на Игоря Наумова не последовало.
В итоге Сергей Зубарев уступил коллеге по партии более 12%. Константин Зайцев отметил, что победа Наумова укладывается в «замыслы и тактику» регионального отделения.
«Было ясно, что в любом случае партия припишет эту победу себе», — отметил Олег Воронин. Впрочем, в пятницу единороссы чествовали на президиуме политсовета «ЕР» только трёх мэров: из Жигалово, Тулуна и с Ольхона. Пётр Герасимов и Игорь Наумов принять участие не смогли — у них в этот день состоялись инаугурации. Как заявили «Конкуренту» в пресс-службе «ЕР», оба мэра без партийных поздравлений не останутся.
По мнению Олега Воронина, Сергей Зубарев исчерпал политические, управленческие, да и кадровые ресурсы. «Хотя я не думаю, что новая власть в ближайшие годы оправдает надежды», — подчеркнул он. Политолог, кандидат исторических наук Сергей Ильин согласен с коллегой — даже применение «серых» схем ведения кампаний в Иркутском районе несущественно повлияло на итоги выборов. Например, «двойники» сумели отнять у Сергея Зубарева чуть больше 3%. Не последнюю роль сыграл и тот факт, что часть жителей района разочаровалась в Зубареве.
— Ситуация, когда на выборах основными соперниками оказываются два кандидата от одной партии, по меньшей мере, странная, — считает Сергей Ильин. — Хотя на деле мы имеем обнародованный конфликт интересов. И я считаю, у руководства регионального отделения есть серьёзный повод задуматься о синхронизации политических методов работы как внутри партии, так и по подготовке и ведению избирательных кампаний.
Секретарь областной избирательной комиссии Людмила Шавенкова напомнила о том, как недавно в Черемховском районе также на пост мэра претендовали три кандидата от «Единой России». Она отказалась от политической оценки внутрипартийных конфликтов, подчеркнув, что юридически возможно выдвижение двух и более кандидатов от одной партии. А вот Олег Воронин не видит ничего особенного в такой ситуации. «Мы ведь имеем дело с современной партией власти, — отмечает он. — Она владеет ресурсом, который привлекателен для многих, и внутреннее соперничество будет всегда. Политической конкуренции никто не отменял». По мнению политолога Алексея Мазура, в партии собраны зачастую конфликтующие между собой группы. И это наблюдается не только в Иркутской области.
Политтеатр одного актёра
Несмотря на то, что нынешние мэрские выборы прошли с «высокой конкурентностью», парадокс заключается в том, что соперники не мешали «Единой России», сказала Людмила Шавенкова. По мнению других экспертов, борьба между партиями подменилась борьбой между единороссами в Иркутском районе и некоей «имитацией партийной борьбы» в других территориях. Таким образом, «Единая Россия» оказалась единственным «актёром» этих выборов. Впрочем, Константин Зайцев считает, что соперники у «ЕР» всё же были — КПРФ. Сами коммунисты довольны победой «своего» Евгения Юмашева (Бодайбо) и готовы поделить с «ЕР» лавры Петра Герасимова (Усолье). «Справедливая Россия» провела на пост главы Быстринского МО (Слюдянский район) Алексея Матеканиста.
— Последние заявления региональных лидеров «Справедливой России», КПРФ и АПР об удовлетворённости результатами выборов вызывают недоумение, — прокомментировал Сергей Ильин. — Основание быть удовлетворённой есть только у «Единой России». А другие партии демонстрируют непонимание реальной электоральной ситуации. Стало видно, что борьба партий фактически идёт только за голоса тех, кто ходит на выборы. А здесь делить между партиями уже нечего. Партиям нужно учиться работать с «пассивным электоратом», бороться за пополнение «своего» электората из этого резерва. Пока я не вижу признаков такой работы при проведении избирательных кампаний. Исследования предвыборной и выборной ситуации не проводятся, всё подменяется парой-тройкой стандартных технологий. В результате мы имеем то, что имеем, — игнорирование интересов избирателей, падение явки, подкуп, обман и рост недоверия к власти».
Олег Воронин считает неожиданностью нынешних мэрских выборов высокую явку избирателей (в среднем по области 55,09%). «Не оправдали себя стоны об отмене порога явки», — заметил политолог. Алексей Мазур также уверен, что в целом высокая явка по области — «явление скорее необычное». Политолог полагает, что одна из причин — ведение по ряду территорий ожесточённой борьбы и, как следствие, применение политтехнологий, мобилизующих электорат. «Эти технологии иркутяне могли почувствовать на себе во время референдума по объединению в апреле прошлого года», — сказал он. В свою очередь, Людмила Шавенкова убеждена, что, когда на выборах действующему политику есть реальная альтернатива, избиратели проявляют высокий интерес к голосованию.
Эксперты сходятся во мнении, что партии подошли к новому выборному сезону «не в лучшей форме». Понятно, что это была разминка перед выборами в Государственную Думу, в процессе проведения которых станет ясно, проанализирован ли полученный опыт и сделаны ли выводы из прошедшей кампании.