Обратная тяга
11 марта на референдуме шесть поселений Шелеховского района проголосовали за преобразование в городской округ. Доля отдавших свои голоса «за» составила от 81,45 до 96,96%. По оценкам одного из экспертов «Конкурента», уже в 2008 год город и район войдут в новом статусе. И появится первый муниципалитет, преобразованный из двухуровнего в одноуровневый. Политологи прогнозируют, что этот объединительный референдум не последний, и ряд территорий области последует примеру Шелехова, так как два года муниципальной реформы показали, что власть востребована не в каждом посёлке.
Как сообщила «Конкуренту» секретарь областной избирательной комиссии Людмила Шавенкова, по итогам референдумов избиркомы публикуют информацию, передают её в муниципалитеты, главы которых были инициаторами референдума. Далее необходимый пакет документов передаётся в Законодательное собрание, которое и выносит окончательное решение по вопросу референдума. Законодатель не определил чётких сроков принятия данного решения, отметила Людмила Шавенкова.
Источник в областной администрации пояснил «Конкуренту», что порядок действий после проведения референдума пока чётко не определён. «Вероятнее всего, после референдума последует переходный период, так как поселения должны подготовить набор документов, необходимых для изменения статуса», — отметил он. По Федеральному закону «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» территория обретает статус городского округа, если это зафиксировано в соответствующем законе региона.
Заместитель председателя комитета Законодательного собрания Иркутской области по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Павел Зорин считает, что Шелехов и район получат статус городского округа уже в 2008 году. Он полагает, что проведение референдума в марте было инициировано властями Шелехова и района именно потому, что уже следующий год муниципалитеты планируют начать в новом статусе. Зорин связывает такое форсирование событий и с изменением с 1 января 2007 года региональной бюджетной политики, когда снизились субсидии сельским поселениям. Депутат считает, что скорее всего значительного увеличения бюджетного финансирования после образования округа ждать не стоит, но то, что распределение средств будет скорректировано в пользу посёлков и деревень, — безусловно. «При этом, насколько мне известно, сам город не пострадает. Новая схема для этого муниципалитета наиболее удобна», — сказал Зорин.
Как отметил один из собеседников «Конкурента», «форму существования диктует экономическая целесообразность». И не факт, что все поселения готовы вернуть власть в районы. Пример — Одинск, который не желает быть под управлением Ангарска. На прошлой неделе парламентарии местной Думы отменили ранее принятое решение о проведении референдума об объединении в апреле 2007 года.
«В объединениях должен быть заложен стопроцентный практицизм, — отмечают эксперты. — Проводить 50 тысяч выборных кампаний за один сезон — это огромные финансовые затраты. А ведь после нужно ещё и содержать администрации и Думы. К каждому поселению нужен индивидуальный подход». Политолог Алексей Мазур считает, что в целом по России «муниципальная реформа не дала ожидаемых результатов». «Фактически власть за два года не стала ближе к народу, зато увеличилась степень произвола на местах и возросло число чиновников и депутатов, — отметил он. — Естественно, что после этого неизбежен процесс укрупнения». Эксперты полагают, что вслед за Шелеховом о желании укрупниться заявит ещё ряд территорий Иркутской области. В частности, Бодайбо и Бодайбинский район со сменой мэра могут инициировать референдум.