издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Смеяться, но с умом

Громкие звуки музыки, шлепки, удары и падения стали поводом для постановки спектакля «Смеяться, право, не грешно» выпускников экспериментального курса Иркутского театрального училища. В этом спектакле не произносится ни одного слова, но сценки, разыгрываемые в нём, понятны и не требуют дополнительных комментариев. Студенты перевоплощаются в клоунов так убедительно, что смеяться, конечно же, не грешно.

А начиналось всё на третьем курсе, когда ребята получили задание приносить на уроки свои наблюдения о людях, оказавшихся в смешных и нелепых ситуациях. Показывая этюды на темы наблюдений, ребята должны были освоить в них жанр эксцентрики, которым владеют цирковые артисты. Кроме того, в своих показах они должны были использовать и навыки, полученные на занятиях по сценическому движению, ритмике, танцам.

«Сначала была игра в поддавки, — рассказывает педагог по мастерству актёра, народная артистка Наталья Королёва, — ребятам казалось, что показ ужимок, гримас и кривляний может быть смешным. Подобный подход к работе нас не устраивал, мы начали искать природу правды чувств персонажей, о которых хотели рассказать студенты. Существование на сцене должно быть серьёзным, может быть, преувеличенно серьёзным, но с предельной верой в предлагаемые обстоятельства.

Ребята приносили на занятия массу зарисовок, которые тут же подвергались жесточайшему анализу, корректировались, часто отвергались. От скрупулёзной работы, требующей колоссальной затраты сил и энергии, они уставали и, как следствие, начинали разочаровываться в эксцентрике. Но со временем, когда этюды стали получаться, увлеклись, клоунада захватила их полностью, переросла в любовь».

Наталья Королёва занималась анализом поступков героев спектакля, рождающегося в импровизации, а художественный руководитель курса Геннадий Шапошников выстраивал его целостный образ. Он разделил персонажи на весёлых и грустных клоунов, появился даже обидчик, надевший на себя маску злодея. Потом нарисовали маски все исполнители, за которыми скрывались лица, но открывались черты характеров.

Годичная работа студентов закончилась открытым уроком, который на педагогическом совете был одобрен и рекомендован для показа зрителям. В отличие от спектаклей «Евгений Онегин», «Очень простая история», поставленных на курсе за годы обучения и идущих на камерной сцене академического театра, «Смеяться, право, не грешно» ребята играют на учебной сцене. На него продаются билеты, небольшой доход, который он приносит, становится хорошим подспорьем для училища, у которого, как у каждого среднего учебного заведения, бюджет ограничен.

Играли спектакль студенты и на закрытии зональной части фестиваля молодёжного движения области «Алые паруса» в Ангарске, где вызвали восторг его участников. Над чем же смеялись зрители того памятного показа?

Над клоунами, которые демонстрировали умение падать и набивать себе шишки с ловкостью необыкновенной. Наверное, зрители смеялись и над собой, узнавая в маленьких историях ситуации, в которые попадали сами. Например, над этюдом «Сытый голодному…» в исполнении Насти Пушилиной и Славы Дробенкова, где один из героев берёт обед в столовой и, пока зевает, другой успевает его съесть. Или в зарисовке «Любовь слепа», в которой девушка (Валя Шестакова), кажется сама себе необыкновенно привлекательной, но она, действительно, плохо видит. Толстые очки не позволяют ей замечать столбы, на которые она постоянно наталкивается.

Впрочем, неблагодарное занятие — рассказывать о незатейливых по содержанию сюжетах, в которых смешными становятся падения со стульев и табуретов, полёты с лестниц, жонглирование шариками и газетами. В каждом сюжете заложен конфликт, противостояние чувств и поступков героев, выраженных в эксцентричной, стремительной по ритмам форме. Все номера студенты выполняют серьёзно, и если падают, то звук этого падения слышен всем.

Кроме эксцентрики, в спектакле много и лирических, полных чувственного начала сцен. Во время работы каждому этюду ребята давали своё название, выражающее суть происходящего. «На улицах Парижа», где заняты Вася Конев и Егор Ковалёв, «Фантазия», «Рождённый ползать», «Пляжный роман», другие сценки в исполнении Алексея Орлова, Анатолия Чернова, Насти Муратовой, Эли Филипповой и Татьяны Буйловой по-настоящему смешны, полны молодой энергии, стремления продемонстрировать мастерство, которым они овладели за годы учёбы.

Научились они многому: делать кульбиты, ходить на руках, падать с высоты, садиться на шпагат, жонглировать — всего не перечислишь. Но эти трюки — всего лишь элементы спектакля, в котором соединились смешные и грустные эпизоды жизни. Это человеческая комедия, где смех часто прорывается сквозь слёзы. Молодые исполнители понимают, что смеяться не грешно, но и не грех подумать, над кем смеяться…

P. S. В эти дни на курсе произошло ещё одно знаменательное событие: Анатолий Чернов стал лауреатом Всероссийского конкурса «Молодые дарования». Часть денежной премии, выделенной иркутскому студенту Федеральным агентством по культуре, Толя внёс в фонд выпускного вечера, который состоится у ребят в конце мая.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры