Дамский каприз
«Молоденькие девушки держатся розового и голубого, старость - лилового и тёмно-зелёного. У блондинки склонность к фиолетовому и светло-жёлтому, у брюнетки - к синему и жёлто-красному, и все правы».
Можно соглашаться или не соглашаться с великим Гёте, но это мнение, высказанное им в известном трактате «К учению о цвете», с улыбкой примеряешь к экспонатам выставки, развёрнутой накануне женского праздника в выставочном центре им. Рогаля. И ловишь себя на мысли, что, действительно, темперамент молодости легко угадывается в гамме цветов и оттенков, доминирующих в экспозиции выставки, которую её участницы, десять молодых иркутских художниц, назвали легко и удивительно метко: «Дамский каприз».
В аннотации к выставке та же лёгкость и раскованность: «Весна. Дамский каприз и каприччио. Что их объединяет? А то, что выставка открывается в начале весны. А каприччио — это музыкальное произведение со свободным построением и с неожиданными поворотами и эффектами. Каприз и каприччио имеют общее значение — «своенравие», «прихоть», «блажь», «причуда». Да ведь это характерно и для весны: порывистость, неожиданность, свобода».
Выставка действительно похожа на весенний дамский каприз — здесь представлены разнообразные по технике, жанрам, тематике произведения; их объединяет свободный полёт фантазии, раскованность и в то же время прихотливость творческих манер. Здесь убеждаешься, что самые простые аккорды красок подчас наиболее выразительны. Ну что может быть прекраснее сочетания серого и золотистого тонов, как, скажем, в натюрмортах Анастасии Халиповой, или созвучие и контрасты красочного строя в творчестве Светланы Гуськовой, которая работает на стыке разных жанров? Её сочная живопись органично сочетается с ручным ткачеством. Глаз не оторвать от работ художницы из серии «Дороги к Байкалу», таких, как «Орёл, рвущийся из клетки» «Возлюблённая Бурхана», «Лето», других. Как тут не вспомнить утверждение, что «творить — значит выражать то, что есть в тебе». Именно светом, теплотой и свежестью наполнено творчество молодых иркутских художниц, ещё и ещё раз убеждая нас в том, что всякое истинное творческое усилие совершается в глубинах незамутнённой «измами» души. Яркий тому пример — «Шаманка», красочная аппликация Анастасии Ченских, представившей на выставку картины, выполненные красками, кусочками цветных материй, гобелены. Добавим, что именно А. Ченских, художественный редактор журнала «Сибирячок», является автором проекта, позволившего иркутянам окунуться в атмосферу настоящего праздника молодых дарований.
Пройдёмся по залам и ещё раз убедимся: да, многое из того, что здесь представлено, удивляет и радует. Ольга Ильина демонстрирует разработанную ею новую технологию: вплетает нити гобелена прямо в живопись, впечатляют холсты, в частности, «Малое море» Елены Сергейчук. Творческий тандем Анны Хохловой и Ирины Нестерчук представил на суд зрителей авторские светильники в технике витража.
Женщины, безусловно, первыми чувствуют приход весны. Им надоело зимнее одноообразие, хочется надеть новые наряды. Художницы предлагают обратить внимание на платье для коктейля Анжелы Рыковой, дополненное кованым нагрудником, аксессуары Анны Бурдо и оригинальные кожаные украшения с самоцветами Надежды Ульдановой.
В природе всё ещё неуютно, морозно, серо, весна ещё не заявила о себе, а здесь, на выставке, уже вовсю царит весеннее настроение. Кто-то из художниц любит объём, кто-то пластику красок. В каких-то работах яркости побольше, в каких-то поменьше, но, честное слово, здесь, на выставке, как-то молодеешь душой, заряжаешься радостью обновления. Поистине «не будь наш глаз солнцеподобным, как мы могли бы свет увидеть»… Что ж, поэт прав: рас-цветает земля, обновляются краски… Как тут не радоваться жизни!
На снимках: момент открытия выставки; работы молодых художниц