Купель из музыки и цвета
Его «Братское море» не отпускает: вода, огромная вода беспокойно дышит, зелёно-бирюзовые волны подмывают высокий берег. Ты отходишь и вновь возвращаешься к этой картине. Море завораживает, волнует своей стихией - непредсказуемой, загадочной, не спешащей поведать свои тайны.
В ожидании встречи с автором этой и других работ, выставленных в залах областного художественного музея, я пытаюсь проникнуть в их глубинную суть, понять, в чём же секрет их очарования. На свою юбилейную выставку художник из Братска Анатолий Иванов представил как живопись, так и керамику. Замечу, что с творчеством Иванова в его ипостаси признанного мастера-керамиста любители искусства знакомы давно — Анатолий Петрович неоднократно участвовал в городских, областных, республиканских выставках. Живописью он увлёкся уже в весьма зрелом возрасте, примерно четверть века тому назад, когда разменял пятый десяток. Недавно А. Иванов отметил своё 65-летие, и нынешняя юбилейная выставка — это и творческий отчёт перед земляками.
О произведениях из керамики хочется сказать особо. Их оригинальность, пластичность, по мнению специалистов, связана с природными характеристиками братской глины, оказывающей влияние на конструкцию вещей, на их художественный образ. Сказать, что керамика Анатолия Иванова — это настоящее, большое искусство, недостаточно. Бесподобны по композиции и исполнению глазури «Глухарь», «Листопад», «Байкальская вода», «Снегири»… Они наполнены жизнью, в них художнику удаётся передать очарование сибирской природы, показать быт, традиции сельских жителей. Добрый юмор в композициях тесно переплетается с философским осмыслением увиденного. Вот глазурь «Баня», настоящая, объёмная картина, при взгляде на которую невольно вспоминаешь строки из стихотворения А. Вознесенского:
Бани, бани —
Двери хлоп,
Бабы прыгают в сугроб.
Прямо с пылу, прямо с жару
Ну и ну!
Слабовато Ренуару
До таких сибирских ню!
Мысли о непреходящем и вечном навевает декоративно-керамическое панно «Кормилица». Сценка из деревенского быта, в центре которой бурёнка, подойник на низенькой скамейке. Так и кажется: ещё мгновение — и из избы выйдет хозяюшка и зазвенят в ведре привычные струйки молока. Сам художник, уроженец села, признаётся, что любимой темой его творчества является именно сибирская деревня, её жизнь — спокойная, неторопливая, непритязательная, поэтизация труда, любовь к красоте солнца и земли.
Эти мотивы определяют и красочный строй его живописных полотен — пейзажей, натюрмортов, жанровых работ. По словам Анатолия Петровича, увлечение живописью пришло по очень простой причине: во-первых, он любит, просто боготворит цвет. В цвете, как в звуках хорошей музыки, хочется купаться, играть, экспериментировать. Во-вторых, живопись позволяет более полно и глубоко решать философские вопросы. К тому же, замечает Анатолий Петрович, керамика помогает найти свой язык в живописи, которая, в свою очередь, способствует решению задач в той же керамике.
«Да что обо мне говорить, — смеётся Анатолий Иванов, — вспомните творчество таких великих мастеров, как Пикассо, Врубель, Васнецов, более чем успешно совмещавших занятия керамикой и живописью. Чем не достойный пример?»
Не склонен впадать в эйфорию и безоглядно расхваливать все выставленные в музее живописные полотна. Наряду с несомненно удачными, просто превосходными работами можно увидеть и довольно-таки средние, а то и слабые по уровню мастерства, так сказать, сырые, неотстоявшиеся работы. В них нет того блеска и законченности, присущих, скажем, большинству творений из керамики. Но как живописец Анатолий Петрович в движении, в пути, в поиске, и, по убеждению заслуженного художника России Анатолия Костовского, у которого в своё время учился наш юбиляр, мы вправе ожидать от Иванова новых вершинных достижений, новых находок в выборе тем, сюжетов, углублённого подхода к решению разнообразных творческих задач. Тем более что задел в этом плане более чем внушителен. Среди работ, выставленных в экспозиции, выделяются такие, как «Ливень», «На Байкале», натюрморт «У окна» — это праздник живописи, музыка цвета, выразительная композиционная ритмика. Впечатляет свежестью взгляда, колоритом «Покров» — один из холстов, посвящённых природе края. Только что выпавший снег играет разноцветными искрами на ветках деревьев, по глади залива протянулась огненная полоса вечернего заката — все детали картины придают композиции неповторимую свежесть и элегическое звучание. Светлые мотивы соседствуют с тревожными и горькими полотнами, написанными в непростые годы перестройки, а также в связи с трагическими событиями в личной жизни художника. Три года назад погиб сын Анатолия Петровича — Владимир, студент магистратуры Братского университета, мастер на все руки, спортсмен, музыкант. Свою боль живописец запечатлел на холсте «Память. Скорбь». В полумраке интерьера сноп света выхватил висящую на стене скрипку — на ней играл Володя… Ещё одно напоминание об ударе судьбы — картина «Братское море». На ней изображено как раз то место, где случилось непоправимое: лодку с рыбаками поглотила пучина…
Нельзя не преклоняться перед мужеством художника. Горе не сломило его — с ещё большим яростным упорством он весь, с головой уходит в творчество. Много времени отдаёт работе с детьми. В художественной школе при Дворце искусств в посёлке Энергетик он преподаёт юным талантам рисунок, живопись, композицию, керамику. Занятия с детьми — это лучшее лекарство от жизненных невзгод.
Надо видеть, с каким интересом и азартом ребятишки постигают азы изобразительного искусства, с какой охотой участвуют в выставках. Нынче у школы, как и у самого Анатолия Иванова, юбилей — ей исполняется 50. Разумеется, его питомцы готовятся к вернисажу по этому поводу, находя горячую поддержку директора Дворца искусств Татьяны Гаевской — не только моральную, но и, что немаловажно в наши дни, материальную.
Однако вернёмся в выставочный зал художественного музея, где Анатолий Петрович разместил пятьдесят своих работ, поделив ровно поровну живопись и керамику. Здесь и произошла наша встреча. С ним легко и просто беседовать — человек он открытый и искренний, с огромным уважением отзывается о своих наставниках в Иркутском училище искусств, куда он поступил в 1967-м, отслужив срочную. Прежде всего, это Николай Домошенко, Алексей Штанько, Галина Курочкина. И, конечно же, Анатолий Костовский. Это тот случай, когда учитель и ученик становятся настоящими друзьями, единомышленниками. Два Анатолия — старший и младший — не один пуд соли съели, как говорится, совершая совместные поездки по области, сплавляясь по Лене, Киренге, при-хватили и бамовскую эпопею. Разумеется, Анатолий Иванов работал в основном в своей стихии — керамиста, набирался впечатлений, опыта, делая по ходу зарисовки, акварельные этюды. В 1971 году, аккурат после окончания училища, он едет в Братск, где создаёт оригинальные конструкции из керамики, в том числе и монументальные. Анатолий Петрович принимает участие в оформлении всевозможных интерьеров и экстерьеров г. Братска. Это санаторий «Братское взморье», Братская ГЭС, Дворец искусств, гостиница «Турист», профилакторий «Крылатый», многие другие объекты, на которых сегодня можно увидеть «автографы» мастера. Одним из первых, если не самым первым из иркутских художников, сорок лет назад проторил дорожку на творческие дачи — всесоюзные и республиканские: Челюскинскую в Московской области, Дзинтари в Латвии, на Байкале. Работы Иванова внесены в каталоги многих выставок. С 2000 года он возглавляет Братское отделение Иркутской организации Союза художников, является членом Международной ассоциации изобразительных искусств.
Он и сегодня с благоговением и благодарностью вспоминает затерянное в Новосибирской области село Боярка, где родился, своего первого учителя в изостудии при клубе им. Клары Цеткин в Новосибирске Павла Леонтьевича Поротникова, свои первые шаги в искусстве. В этом весь он, Анатолий Иванов — художник, педагог, общественный деятель. В преданности своей земле, в верности друзьям и своему призванию.
НА СНИМКАХ: А. Иванов; его работы
Фото автора