Подводим итоги, ставим задачи
Накануне юбилейного пленума областной ветеранской организации, посвящённого её 20-летию, наш корреспондент встретился с председателем областного совета ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов Петром Фёдоровичем Московских. Два десятилетия он руководит советом, сначала в качестве заместителя председателя, а с 1995 года и по сей день — председателя областного совета. Так что вся история, все дела ветеранской организации, можно сказать, часть его биографии.
— В последнее время в разных общественных кругах бытует мнение, что советы ветеранов, корнями своими уходящие в советскую эпоху, как форма работы с пожилыми людьми устарели. Ссылаются на то, что всё меньше остаётся в живых ветеранов войны, а государство всё больше берёт на себя обязанности социального опекуна людей пенсионного возраста… А как вам представляется роль ветеранских организаций в нашем обществе, каково, на ваш взгляд, их место в экономических и общественных процессах, происходящих в последние годы?
— Я думаю, наши оппоненты слишком забегают вперёд, выдавая желаемое за действительное. Вот только несколько цифр. В 1987 году, когда создавалась наша организация, в Иркутской области было 502 тысячи пенсионеров. Сегодня — около 700 тысяч, то есть каждый четвёртый житель области. Да, к большому сожалению, количество ветеранов войны из года в год уменьшается. Из 47 тысяч в 1987 году сегодня участников войны осталось около 8 тысяч, а ветеранов тыла — немногим более 60 тысяч. Число же ветеранов труда и пенсионеров увеличивается из года в год. Идёт совершенно определённый демографический сдвиг в сторону старения общества. А как за годы перестройки изменилось, и далеко не в лучшую сторону, социальное положение этой группы населения, не нужно объяснять.
Возвращаясь мысленно на двадцать лет назад, я всё больше убеждаюсь в том, насколько дальновидным было решение о создании ветеранских организаций. Тогда, в конце восьмидесятых, в канун перестройки, вряд ли можно было предположить, что «шоковая» экономика девяностых, пенсионная реформа и все другие демократические новации отодвинут миллионы стариков на обочину общества.
Главная задача для нас была чётко сформулирована уже на учредительной Всероссийской конференции ветеранов: защита гражданских, социально-экономических, трудовых и личных прав ветеранов войны и труда, оказание им помощи в медицинском, бытовом, культурном обслуживании, улучшении их материального благосостояния. С сожалением приходится признать, что и сегодня она звучит так же актуально, как и двадцать лет назад. И сегодня она является ведущей задачей для всех советов ветеранов. Трудно назвать какую-нибудь другую общественную организацию, которая бы более полно отвечала интересам ветеранов.
С усложнением взаимоотношений в обществе, появлением новых властных структур, новых законов, с проведением новых реформ изменяются и формы нашей работы. В советах ветеранов появились общественные комиссии, например, социальной защиты, медицинского обслуживания, работы с ветеранами труда и другие. Их у нас сейчас 14. Это позволило вести более углублённый контроль за соблюдением льгот ветеранов и социальных законодательных норм. Вспомните начало 2005 года, когда появился знаменитый 122-й закон. Сегодня административные и законодательные власти вынуждены признать, что только с помощью советов ветеранов в ряде мест удалось удержать население от акций социального протеста.
В этих сложных условиях не только отрабатывались новые формы работы, но и учились, набирались опыта руководители советов всех категорий, от городских и районных до первичных организаций. Они и будут представлять ветеранскую общественность на нашем юбилейном пленуме, который состоится в Иркутске 27 февраля.
— Ни двадцать лет назад, ни сейчас никто не готовил и не готовит специалистов по такому профилю работы. Где вы их берёте? Думаю, это тем более сложно, что вся работа советов ветеранов строится в основном на общественных началах…
— На первом этапе более 65 процентов председателей городских и районных советов были бывшие фронтовики. Сейчас по всей области их осталось шесть человек. Уверен, на пленуме с большой теплотой и благодарностью будут вспоминать уже ушедших из жизни бывшего первого председателя областного совета ветеранов Иннокентия Михайловича Мельникова, ответственного секретаря совета, бывшего редактора газеты «Восточно-Сибирская правда» Елену Ивановну Яковлеву, председателя областного комитета ветеранов войны и военной службы Фёдора Васильевича Болотина, члена этого комитета, участника Парада Победы в 1945 году в Москве Ивана Кирилловича Говорина, Героя России Петра Дмитриевича Егорова, а также много лет отдавших ветеранской работе Василия Николаевича Артемьева, Василия Петровича Носоченко из Ангарска, Евгения Петровича Верещагина из Братска, Николая Романовича Остапенко из Усольского района, Георгия Игнатьевича Тетерского, бывшего начальника ВСЖД, Герольда Александровича Константинова и многих других. Это они первыми понесли на своих плечах нелёгкую ношу всесторонней помощи одиноким, больным, нуждающимся ветеранам войны и пенсионерам. Именно с той поры забота о пожилых людях стала рассматриваться не просто как хозяйственная, а в первую очередь — как нравственная категория. Это они, первопроходцы ветеранского движения, заложили славные традиции в работе нашей организации.
И хотя условия жизни значительно усложнились за годы перестройки и реформ, новому поколению активистов ветеранского движения области, а их насчитывается сегодня не одна тысяча человек, на мой взгляд, работать легче. Многие методы работы уже опробованы годами. А ветеранская организация своими делами завоевала за эти годы крепкий авторитет не только среди пожилого населения области, но и среди исполнительных и законодательных структур на местах.
Теперь на смену участникам войны пришли ветераны труда. В руководстве советами они составляют 85,7 процента. И учёба актива является одной из важнейших задач областного совета. Уже несколько лет у нас в области регулярно проводятся региональные и кустовые семинары не только для председателей городских и районных советов, но и для руководителей первичных ветеранских организации. А таких насчитывается уже более тысячи. Школа актива хорошо показала себя на деле. Теория и практика ветеранских дел, обмен опытом работы с выездом на места, методические материалы, постоянный контроль со стороны общественных комиссий областного совета, периодические отчёты на президиумах совета, конкурсы на лучшую первичную организацию… Вот так мы и «куём» кадры для себя.
— Судя по цифрам, которые вы называете, объём работы областного совета и, соответственно, советов на местах прямо-таки необозримый, по масштабам сравним с целым департаментом. А каковы же первоочередные задачи, о которых пойдёт разговор на юбилейном пленуме?
— Из всего объёма дел я бы выделил два направления. Первая задача — «дойти до каждого ветерана» — была названа ещё на учредительной конференции. Но за прошедшие годы она приобрела особую остроту в связи с ликвидацией многих предприятий и учреждений и увеличением из года в год количества пенсионеров… Это во многом меняет стратегию работы ветеранских организаций — главным объектом заботы становятся ветераны труда.
Перед советами ветеранов на местах мы ставим конкретную задачу — проводить рейды по своим территориям, составлять социальные паспорта, проводить поусадебные и поквартирные обходы, не оставлять без внимания ни одной жалобы, ни одного запроса… Такая работа ведётся уже несколько лет. Результативность её видна и в том, что уменьшилось количество жалоб из отдалённых районов.
Это дело успешно сдвинулось с места, когда в состав областной организации стали входить советы ветеранов, созданные на профессиональной основе. Это советы ветеранов педагогического труда, профтехобразования, угольщиков, медиков, работников культуры и искусства, связистов, работников сельского хозяйства, правоохранительных органов. Как коллективные члены к нам под-ключились и ветеранские организации воинов-интернационалистов. В таких советах лучше знают своих людей. Кроме того, им оказывают материальную поддержку их департаменты и ведомства.
А следующая задача, можно сказать, родилась из критической ситуации, в которую были поставлены ветераны страны очень незначительным из года в год ростом пенсий и принятием 122-го закона, лишившего многих пенсионеров таких необходимых для них льгот. Тогда же, в 2005 году, пятый съезд Российской ветеранской организации назвал первоочередной задачей в решении жизненных проблем людей старшего поколения совершенствование делового сотрудничества органов государственной власти и ветеранских советов.
Примеров такого взаимодействия в нашей области уже немало. Можно назвать Ангарск, Братск, Иркутск, Шелехов, Черемхово, Нижнеудинский, Тулунский, Черемховский, Ольхонский районы… В последнем, например, администрация района, посоветовавшись с советом ветеранов, на нынешний год только на ремонт жилья и бытовые нужды ветеранов заложила в бюджет 218 тыс. рублей, на День Победы — 108 тысяч. В Иркутске из бюджета города доплачиваются небольшие суммы председателям советов ветеранов.
Как правило, там, где руководители ветеранских организаций своевременно и по-деловому отстаивают свои интересы перед исполнительной и законодательной властью, где мэр и председатель совета вместе, рука об руку решают социальные вопросы, там задача «дойти до каждого ветерана» осуществляется успешнее.
Особенно ценна в этом плане была поддержка бывшего губернатора области Б.А. Говорина и внимание к делам нашего совета нынешнего губернатора А.Г. Тишанина. В 2006 году в своём письме мэрам муниципальных образований области «О поддержке общественных объединений ветеранов» он рекомендовал не просто «повысить внимание к ветеранам», а конкретно — рассмотреть вопросы их социально-экономического положения на местах, проанализировать исполнение льгот в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и ввести в практику ежемесячное денежное вознаграждение для председателей советов ветеранов. Не могу сказать, чтобы эти рекомендации были выполнены повсеместно. Но, как говорится, процесс пошёл.
В последние годы значительно изменилось отношение местных властей всех рангов к проблемам ветеранов. Не было такого случая, чтобы на мою просьбу как председателя областного совета ветеранов не отреагировали в областной или городских администрациях. Оперативно решаются вопросы с органами социальной защиты и пенсионного фонда и фонда социального страхования. С Законодательным собранием области мы заключили договор о взаимной поддержке. В основном так же решаются и вопросы на местах. Бывают сбои, но это зависит от недостаточной инициативы председателей советов или недальновидности глав исполнительной власти. Они ещё плохо уяснили, что об их работе судят и по тому, как они относятся к старшему поколению.
— А могли бы вы, Пётр Фёдорович, назвать пару-тройку таких проблем, которые были решены областной администрацией с учётом конкретных предложений областного совета ветеранов?
— Могу. Например, доплата к государственным пенсиям из областного бюджета персональным пенсионерам союзного, республиканского и местного значения. Или освобождение от дорожного налога не только ветеранов войны, но и ветеранов труда — владельцев личного транспорта. А ещё — восстановление льгот за счёт областного бюджета труженикам тыла, не вошедшим в федеральный перечень, на лекарства и зубопротезирование, а всем ветеранам — на проезд в садоводческих автобусах. Кстати, за прошлый год эта транспортная доплата обошлась областному бюджету в 69 миллионов рублей. Или открытие первого в области гериатрического центра на базе больницы № 2, где лечение в год не менее тысячи ветеранов, в основном из села, обошлось в 86 миллионов рублей. Или ещё пример. На ближайшей сессии Законодательного собрания будет рассматриваться областная программа на 2007-2015 годы «О поддержке отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в обеспечении жильём». Областной совет предлагает внести в неё строительство домов квартирного типа для ветеранов. С удовольствием могу проинформировать нашу ветеранскую общественность и о том, что по нашей инициативе, при активной поддержке администрации губернатора создано и уже начало работать областное отделение Всероссийского благотворительного фонда, в задачу которого входит поддержка не только участников войны, но и ветеранов труда и пенсионеров. Советы ветеранов уже начали разворачивать работу по подготовке к 70-летию нашей области.
Как видите, к юбилею нам есть о чём отчитаться. Но юбилеи проходят, а жизнь ставит новые задачи. Стало сложнее решать многие вопросы после выхода 122-го закона? Да. Но это совсем не значит, что нужно опускать руки или распускать ветеранские организации. За ними стоят сотни тысяч трудно живущих пожилых людей. Поэтому ветеранские советы надо не распускать, а укреплять, наполнять их работу новым содержанием с учётом новых жизненных условий. Нужно к этой работе привлекать новых, инициативных общественников, охватывать всё более широкий круг пожилых людей. Это большая и трудная задача, задача на многие годы.
Беседовала Б. А. ПРЕЛОВСКАЯ
На снимке: (слева — направо) бывший зам. председателя областного совета ветеранов В. Н. Артемьев , П.Ф. Московских,
первый председатель областного совета ветеранов И.М. Мельников , бывший председатель ревизионной комиссии
Н.В. Калинкин, бывший председатель областного комитета ветеранов войны и военной службы Ф.В. Болотин