Стоп, машина!
Большинство ледовых переправ Иркутской области из-за тёплой зимы будут работать считанные дни
Меньше двух недель будут официально действовать некоторые ледовые переправы на территории Иркутской области. На многих реках и озерах Приангарья «зелёный свет» на том берегу загорелся лишь на днях. Если весна вступит в свои права раньше обычного, от «большой земли» могут быть отрезаны десятки населённых пунктов.
— Такой напряжённой обстановки не наблюдалось уже много лет, — говорит заместитель начальника Главного управления МЧС по Иркутской области, начальник отдела Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС) Александр Росбах. — Вместо 54 переправ, установленных в прошлом году, нынче функционировало 36 (18 областного значения и столько же — муниципального). Некоторые из них уже закрыты. Например, на участке дороги Жигалово — Казачинское, проходящем через реку Лена. Кое-где переправы официально открыты лишь на днях. Так, до посёлка Хужир на острове Ольхон по льду разрешили ездить 8 февраля (остров с «большой землей» соединила 11-километровая дорога). Ещё пять лишь готовятся к открытию, а судьба девяти под вопросом. По льду Большого моря на Байкале до сих пор опасно ходить даже пешком — кругом полыньи.
Для отдалённых посёлков региона ледовые переправы, без преувеличения, являются дорогой жизни. От них зависит северный завоз — на автотранспорте перевозить грузы гораздо дешевле, чем авиацией или водным транспортом. В том же Жигаловском районе администрация пошла на отчаянный шаг и дала «добро» на открытие переправы без соответствующего освидетельствования специалистами ГИМС.
Масла в огонь подлили «чёрные» лесорубы. Их лесовозы, превышающие весом все нормы в 4-5 раз, штурмуют ледовые переправы каждую ночь. Водители рискуют жизнями и ездят с открытыми кабинами, чтобы в любой момент выпрыгнуть. Больше того, по их стопам пошли и бензовозы. Буквально за пару недель они привели переправу в полную негодность — лёд пошёл трещинами. Теперь здесь нельзя ездить даже легковым автомобилям.
Такая же ситуация наблюдается на реках Ока и Ия в Братском районе. По словам Александра Росбаха, инспекция была вынуждена написать представление в прокуратуру Иркутской области о привлечении виновных руководителей к административной или уголовной ответственности. На «отлично» ледовые вопросы решаются только в Усть-Илимском районе. Местные леспромхозы, которым приходится возить древесину по льду водохранилища, занялись укреплением дорог сами — делают искусственные наморози, на тонкий лёд укладывают доски, тем самым распределяя нагрузку.
Спасатели отмечают, что многие водители (особенно легкового транспорта) ушли под лёд только потому, что не хотели отличить легальную переправу от нелегальной.
— Переправа считается открытой после соответствующего распоряжения главы местной администрации, — комментирует Александр Росбах. — До этого наши специалисты промеряют толщину льда, рассчитывают его прочность, запрашивают прогнозы у метеорологов. После делается заключение о том, до какого примерно времени такая дорога будет годна и каким автомобилям по ней можно ездить. Сотрудники Госавтоинспекции проверяют нашу работу и расставляют на трассе соответствующие дорожные знаки. Далее администрация района (области) или организация, ответственная за эксплуатацию дороги, должна разместить на въезде и выезде контрольно-пропускные пункты. Оба КПП обязательно должны быть оснащены шлагбаумами и средствами связи. При въезде и выезде на переправу дежурные определяют тоннаж машины. Если он соответствует норме, записывают госномер и открывают шлагбаум. На выезде фиксируется факт выезда. Если авто затерялось — поднимается тревога.
Как показывает многолетняя статистика, на «белых» переправах не сгинула ни одна машина. О тех же, кто ездит на свой страх и риск где душе угодно, регулярно можно узнать из хроник происшествий. Официально с конца прошлого года тонкий лёд сгубил шестерых человек, ещё трое числятся без вести пропавшими. Первыми печальный список открыли даже не автомобилисты. В начале ноября погиб 9-летний школьник из посёлка Тайтурка Усольского района. Он играл со своей соседкой, прыгая через полыньи на реке Белая… Через неделю на Иркутском водохранилище, в районе садоводства «Политехник», утонул 66-летний рыбак.
В декабре лёд более-менее установился, но его обманчивая прочность начала губить автомобилистов. Так в Балаганском районе утонул 34-летний водитель легковушки. Затем последовала череда несчастных случаев на Байкале: вначале под лёд ушли «Жигули», в салоне которых находились 4 человека (найти удалось только тело водителя, пассажиры числятся без вести пропавшими). 6 февраля между посёлками Листвянка и Большими Котами пошла ко дну Toyota Land Cruser. Машина была обнаружена на глубине около 90 метров. Мужчине, находившемуся за рулём джипа, удалось выбраться из салона, однако добраться живым до поверхности он не сумел и захлебнулся. Его тело было обнаружено в нескольких десятках метров от машины на глубине более 100 метров. Погиб также 33-летний тракторист из Тофаларии, пытавшийся проехать по льду реки Уда, а в районе Свирска ушёл под лёд отчаянный водитель лесовоза.
Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА