издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Под знаком зодиака

В нашей области любительских театров, стаж которых исчисляется не одним десятилетием, немало. Мы с почтением произносим имена организаторов ангарского театра «Чудак» Леонида Беспрозванного, Иркутского клуба-студии-театра «Диалог» Валентины Просекиной, усть-илимского «Зеркала» Ирины Бушновой и многих других, творческий труд которых созидает яркие страницы театрального движения нашего региона.

В число мэтров вошёл и режиссёр Владимир Скороходов, организовавший десять лет назад в лицее Иркутского государственного университета театр «Под знаком Водолея». Почему «Водолея»? Многие хотели бы ответить на этот вопрос, но с увлечением говорят о чём угодно, только не о зодиакальном созвездии, ставшем для театра путеводным. Сам Скороходов связывает выбранный знак с постановкой первого спектакля «Выстрел» по повести Пушкина в феврале 1997 года.

Шестнадцать спектаклей в репертуарном списке коллектива — это по две премьеры в год, почти как у профессионалов, как у театра, которому бесконечно интересно работать над драматургическим материалом, создавать образы героев и образ всего сценического действия в целом. За это время актёры повзрослели, кто-то из лицеистов перешёл в статус студентов, другие, окончив университет, стали профессионалами своего дела. Это и неизменный участник последних постановок Евгений Миронов, который после юридического факультета стажируется в военной прокуратуре, и Дмитрий Тронин, преподаватель лицея №1, и Лилия Савицкая, студентка ИГУ.

Надо заметить, что «водолеи» играют свои спектакли не только потому, что им нравится выходить на сцену. Каждый раз перед исполнителями ставятся сложные творческие задачи, которые от постановки к постановке укрупняются и усложняются. Одним из первых спектаклей театра были «Три мушкетёра» Дюма — замечательная мужская история, привлекшая молодых людей возможностью пощеголять в мушкетёрских костюмах, научиться владеть шпагой и устраивать на сцене стремительные бои. Это было ещё ученическое время, подход к сложной драматургии, помогающей исполнителям формировать собственные мировоззренческие позиции.

Спектакли «Мамаша Кураж и её дети» Брехта, «Дракон» Шварца, «Трудно быть Богом» Стругацких определяют тему театра, становятся его доминантой. Наверное, сколько будет существовать Россия, столько и будут театры обращаться к пьесе Евгения Шварца «Дракон» — истории, в которой благородный герой незаметно превращается в диктатора: без твёрдой руки управлять Россией сложно, не может её народ жить без подчинения и страха. Но кто сказал, что не может!? Дракон — это зло, которое живёт в человеке, и убивать дракона надо, в первую очередь, в себе. Спектакль помогает его участникам и зрителям разобраться в самих себе, понять время, в котором мы живём, и роль личности в этом времени.

Не все спектакли театра имели законченный художественный образ, некоторые ставились для того, чтобы разобраться в литературе, взятой к постановке. Может показаться неоправданной самонадеянностью, но театр играл «Мастера и Маргариту» Булгакова, назвав свой спектакль «Понтий Пилат». Для режиссёра Скороходова и ребят, с которыми он работал, было важно понять поступок прокуратора Иудеи, приговорившего Иешуа к казни, Пилата — свободного римлянина, оказавшегося зависимым от мнения толпы. Это не был спектакль в его привычном понимании, это было подробное чтение романа с осмыслением его сложнейших философских коллизий.

Повзрослевшим актёрам театра сегодня не надо объяснять позицию Стругацких: «Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят чёрные». В постановке «Трудно быть Богом» исполнители понимают время, в которое это произведение было написано, его иносказания и аналогии фашистского и сталинского режимов. Всех режимов, основанных на насилии и попрании свободы личности.

Театр «Под знаком Водолея» говорит в своих спектаклях о том, о чём многие стараются забыть, отмахнуться от исторического прошлого своей страны. Заслуга в этом, конечно, его руководителя Владимира Скороходова. В спектаклях он находит роли и для себя — не главные, но определяющие напряжение его сценического действия. В постановке «Трудно быть Богом» режиссёр играет дона Рэба — инквизитора, провозгласившего в обществе диктат насилия.

Постановку инсценированной повести Стругацких театр посвятил своему 10-летнему юбилею. По окончании спектакля «водолеев» поздравляли не только их поклонники, но и участники многочисленных любительских театров Иркутска — «Бусинки», «Диалог», «Вдохновение», «Эксперимент», «Любимовка», которые в этот вечер казались дружной семьей. Возможно, этому единению способствует молодёжное театральное движение, взятое под своё крыло академическим драматическим театром имени Охлопкова.

Думается, среди лучших спектаклей, рекомендованных для показа в дни фестиваля «Алые паруса», будет и постановка «Трудно быть Богом», которая стоит того, чтобы её посмотрело как можно больше зрителей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры