Болезнь роста
В условиях дефицита предложения жилья для потребителя качество этого специфического товара уходит на второй план. При этом на начало 2006 года в Иркутске только 5% покупателей рассматривали покупку жилья как средство вложения денег. На конец года эта цифра выросла до 12%. В этой ситуации попытки профучастников ввести саморегулируемую систему качества не дают конкурентных пре- имуществ. Это будет продолжаться до тех пор, пока сами потребители не начнут предъявлять к компаниям повышенных требований.
В условиях дефицита потребителя зачастую интересует только один аспект — цена. На рынке Иркутска не спрос диктует предложения, а скорее наоборот. Моментально сметается всё, что есть. Цена на жильё растёт, но это сходится с ожиданиями потребителей. По оценкам экспертов, на сегодня клиентам не важно, из чего построена квартира, какие технологии применялись при строительстве, где расположен дом. Важно, что через полгода эта квартира будет стоить значительно дороже. При этом на начало года в Иркутске только 5% покупателей рассматривали покупку жилья как средство вложения денег. На конец года эта цифра выросла до 12%.
Рост цен на жильё в Иркутске в 2006 году составил 80%, а в нынешнем может достичь 60%, цитирует президента Иркутского областного союза риэлторов Наталью Комиссаренко агентство «Сибирские новости». Специалисты отмечают, что не все банки предъявляют определённые требования к качеству жилья (возрасту здания, уровню износа и т. д.), на покупку которого выдают заём. Вторичное жильё зачастую значительно дороже новостроек. По оценкам Союза риэлторов, в Октябрьском районе Иркутска стоимость 1 кв. м в строящемся доме (от нулевой стадии) равна 32 — 42 тыс. руб. Вторичное жильё в этом районе стоит 40 — 60 тыс. руб. за 1 кв. м и дороже. По мнению экспертов, готовность людей покупать старое и некачественное жильё по завышенной цене обусловлена срочностью, а также правовой неграмотностью и недоверием к долевому строительству.
«На сегодняшний день среди строителей нет никакой саморегулируемой системы оценки качества, — сказал руководитель отдела маркетинга и аналитики жилищно-строительной компании «Востсибстрой» Алексей Зайцев. — Соответственно, высокое или низкое качество можно оценить только с точки зрения потребительских свойств квартиры. А здесь каждый человек руководствуется собственными критериями».
Главный показатель качества работы строительных компаний, по их собственной оценке, — отсутствие в Иркутске обманутых дольщиков. В 2006 году отделом по защите прав потребителей комитета по потребительскому рынку администрации Иркутска зарегистрировано 154 обращения, касающегося долевого строительства. По словам руководителя отдела по защите прав потребителей администрации Иркутска Виктора Низовцева, не все обращения можно назвать жалобами. Потребители обращаются за правовой помощью, примерно половина просто нуждается в информации. Одной из самых частых претензий является несоблюдение застройщиком сроков договоров.
При этом практически все договоры составлены с огрехами и в той или иной степени ущемляют права дольщиков. По словам Виктора Низовцева, одно из грубых нарушений, которое комитет рассматривал за последнее время, — попытка обязать дольщика оплачивать площадь лоджии по той же стоимости, что и квадратный метр жилого пространства. «Ситуация с договорами остаётся неурегулированной, — считает чиновник. — Однако положительная динамика есть. Существует типовой договор, и всё больше строительных компаний переходит на эту форму».
В сфере риэлторских услуг ситуация ещё более серьёзная. Государственного правового регулирования здесь явно недостаточно. Риэлторский бизнес государство сняло с контроля ещё пять лет назад, отменив обязательное лицензирование. А количество риэлторских фирм за последние пять лет увеличилось с 70 до 200. В сфере риэлторских услуг как раз имеется саморегулируемая система качества, которой нет в строительном бизнесе. Иркутским областным союзом риэлторов внедряется система добровольной сертификации услуг, основой которой является национальный стандарт риэлторской деятельности. По мнению вице-президента Иркутского областного союза риэлторов Анастасии Литвиненко, именно сертификация является основным условием повышения качества услуг на рынке Иркутска.
Сейчас идёт работа по созданию органа сертификации. Российская гильдия риэлторов достаточно критично оценивает продвижение системы. «В некоторых регионах система уже работает, — говорит Анастасия Литвиненко. — Возникает вопрос: почему до сих пор не работает у нас? Дело в том, что переход на эту систему не даёт реальных конкурентных преимуществ. До тех пор, пока сами потребители не начнут предъявлять к фирмам повышенных требований, ситуация не изменится».