издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Виталий Вильчинский: Рабочие руки будут нужны всегда

Мой собеседник Виталий Михайлович Вильчинский - заместитель директора департамента по образованию Иркутской области. В течение 10 лет он курирует систему профессионально-технического образования. По существу вся его жизнь была связана непосредственно с профтехобразованием. Здесь он прошёл, как говорится, все ступеньки - от мастера производственного обучения до сегодняшней своей ответственной должности. Стал заслуженным учителем и отличником профтехобразования, кандидатом технических наук.

И, соответственно, разговор у нас с ним — на тему профтехобразования. А тема, кстати сказать, несмотря на очевидное её замалчивание в средствах массовой информации, очень даже актуальна. Совсем недавно корреспонденты «Восточно-Сибирской правды», работая над книгой о 45-летии ИркАЗа, столкнулись в его цехах с типичным фактом: все руководители цехов жаловались на дефицит кадровых рабочих — токарей, фрезеровщиков, слесарей, газоэлектросварщиков и т.п. И это на ИркАЗе — заводе, имеющем свой учебный комбинат. Что уж говорить о других.

В советское время были заложены, как говорится, основы профобучения — созданы, организационно укреплены и технически оснащены тысячи ПТУ самого разного направления. Как правило, они «прикреплялись» к крупным заводам, получая оттуда мастеров, станки, материальную помощь, взамен поставляя кадры. Сказать, что ПТУ прямо-таки выручали производства, заводы и фабрики, было бы большой натяжкой. Но «школу ФЗО» прошли тысячи ставших впоследствии замечательными мастерами людей.

В своё время, будучи ещё молодым журналистом, я немало строк посвятил, в частности, иркутским училищам, знал многих мастеров, писал о проблемах ПТУ. «Что же мне сегодня расскажет Виталий Михайлович, — думал я, идя на эту встречу, — время-то на дворе совсем другое. Какое может быть училище у того же завода имени Куйбышева, который и сам на ладан дышит? Или на селе? Ведь, чтобы обучить сельского механизатора, нужны не только плакатики на стенах — нужно иметь, содержать, знать и разбираться в дорогостоящей технике. Один комбайн нынче стоит далеко за миллион».

— Да, — несколько раз повторял Виталий Михайлович в ходе нашей беседы, — обучение профессии — вещь весьма затратная. Но я вам должен напомнить: система профессионального обучения всегда была «государевой» — начиная со времён Петра I. А это существенно меняет дело. И в советские времена система ПТУ, можно с уверенностью сказать — и доказать это на фактах, — год от года только укреплялась. Завод и ПТУ — это была дорога с двусторонним движением. Ученики проходили практику в цехах, становились классными специалистами, лучших мастеров завод направлял в «учебку» — они учили ребят мастерству. Предприятие социально и материально поддерживало «своё» ПТУ. По сути дела это были звенья одной цепи, одной семьи, я бы сказал.

— И вот сейчас всего этого нет. Или почти нет. Предприятие или развалилось, или стало ОАО. Нетрудно представить, что стало с училищем, не так ли, Виталий Михайлович?

— Да, акционерное общество вкладывать деньги в подготовку, допустим, нескольких слесарей для себя, конечно же, не желает. Сегодня и квалифицированного мастера производственного обучения на 3 тысячи рублей зарплаты в ПТУ не затащишь. То же самое и с преподавателями специальных дисциплин. Квалифицированный рабочий на заводе на порядок больше получает. То есть эта бывшая некогда достаточно прочной и органичной связь разорвалась.

— Не значит ли это, что область позакрывала училища?

– По счастью, ничего подобного не произошло: мы не закрыли ни одного училища. — Закрыть училища — было бы крайне непродуманным шагом. По многим позициям. Давайте порассуждаем. Во-первых, востребованность в рабочих кадрах как была, так и осталась, — есть работающие заводы, есть потребность в рабочих руках (вы же сами приводили пример ИркАЗа). И мы эту востребованность удовлетворяем — придерживаясь как раз той объективно нужной цифры подготовки кадров (сейчас жёсткой программы нам никто не диктует).

Во-вторых, параллельно с этим в некоторых училищах идёт подготовка не только рабочих, но и инженерных кадров. Сегодняшний рабочий в ладу и с компьютером (если он, конечно, хочет расти).

— Виталий Михайлович, выходит, училища превратились, как бы точнее выразиться, в заведения «на потребу» и «классического» ПТУ сегодня не встретишь?

— Да ничего подобного! Очень много училищ скооперировались, слились, укрепилась их материальная база, расширился контингент обучаемых — здесь можно привести в пример некоторые сельские ПТУ. «Классическим», как вы выразились, остаётся, например, училище-лицей N 24 при Братском алюминиевом заводе. Он заключил договор с политехническим университетом, открыл очно-заочную группу по подготовке металлургов. Сюда приезжают опытнейшие преподаватели, сдаются сессии, экзамены, как в любом вузе. В результате БрАЗ получает из стен своего ПТУ-лицея даже нужных ему инженеров-металлургов. А вообще здесь, в профессиональном лицее, проходит вся подготовка и переподготовка соответствующих профилю завода профессиональных кадров — технологов, рабочих. Вот вам пример настоящих партнёрских отношений между ПТУ и заводом.

То же самое в Саянске. «Саянскхимпласт» отлично ладит с профессиональным лицеем № 25. Это тоже многоуровневое учебное заведение, которое удовлетворяет потребности предприятия в рабочих, инженерах и техниках. Предприятие модернизируется, значит, потребуются рабочие других профилей. Представляете, как выиграет производство, когда это будут свои, доморощенные кадры, уже сегодня готовые работать по новым технологиям.

Вы посмотрите, что сейчас нередко происходит с производствами, особенно крупными, мощными. Они «дробятся», появляются дочерние предприятия с совершенно новыми профессиями, порой единично малым числом специалистов. Но вот тут-то ПТУ и может стать «бедой и выручкой»: оно может дать сколь угодно малое число «точечных», необходимых именно этому профилю профессий. Поэтому идёт взаимный поиск, сближение интересов; мы ищем такие производства, предлагаем свои учебные площади; они — ищут нас.

Сегодня мы способны выпускать специалистов самого широкого профиля — от операторов ЭВМ до лепщиков пельменей, мастеров торгового оборудования (потребность, кстати, в которых непрерывно растёт), официантов, поваров, гувернёров, мастеров автосервиса…

— Виталий Михайлович, я понимаю, каждое училище старается теперь занять свою нишу. Но вот завод им. Куйбышева, при нём много лет существовало училище № 1. Оно разделило печальную судьбу завода?

– Здесь не всё так плохо. Во-первых, училище, пусть и меньше, но продолжает выпускать ребят с основными заводскими профессиями. Во-вторых, мы говорили уже, что училище, не обременённое ни планами, ни обязательствами, ищет свою нишу. Сегодня они готовят портных, парикмахеров, поваров, мастеров по ремонту автомобилей.

Отдельно — и наособицу — я хотел бы подчеркнуть социальную важность ПТУ. Ведь и раньше ПТУ было спасительной шлюпкой для ребят из так называемых неблагополучных семей. Да, с ними непросто: у многих из них потерян интерес к учёбе. Выражаясь «учительским языком», они подзапущены. Никому они больше нужны: мама нередко горькая пьяница, отца вообще никто не видел. А здесь их кормят и одевают, обучают профессии. Они живут в коллективе, им прививают любовь к профессии. Мы можем гордиться, что не закрыли ни одного училища (а это происходит в некоторых других областях). Остаётся сожалеть, что престиж рабочей профессии, как таковой, в стране вообще утерян. А ведь в своё время из фэзэушников вышли замечательные люди, о которых знала вся страна.

Беседовал Борис АБКИН, «Восточно-Сибирская правда»

На снимке: Виталий ВИЛЬЧИНСКИЙ

Фото Николая БРИЛЯ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры