Россия между настоящим и будущим
«Прогноз — это не попытка предсказать будущее, это возможность описать его варианты».
Как будет выглядеть Россия через двадцать, тридцать, сорок лет? На этот вопрос попытались дать ответ социологи и политологи, работающие в рамках сценария «Будущее России в средне-срочной и долгосрочной перспективе» — проекта, выполняемого для правительства РФ российскими обществоведами, работающими в рамках сети межрегиональных институтов общественных наук. В Сибири МИОНы представлены Томским университетом, получившим статус инновационного учебного заведения, и исследователи из Иркутска и Улан-Удэ, работающие в системе МИОНа ИГУ.
Цель проекта — составить прогноз развития экономической, политической и социальной ситуации в России, используя для этого квалифицированный анализ состояния дел в российских регионах, и сформулировать рекомендации по оптимизации процесса принятия ключевых решений на федеральном и региональном уровне.
Сценарный метод исследования предусматривал анализ и оценку происходящих в стране процессов в рамках двух моделей. Первая модель, назовем её позитивной, основана на концепции устойчивого развития. Негативная модель предусматривала дальнейшую зависимость страны от экспортно-сырьевой ориентации. И тот, и другой вариант имеют серьёзные перспективы для реализации.
Социологические данные показывают весьма неоднозначную картину новой стратификации российского общества, расслоение среднего класса на «старый» (ИТР, преподаватели, чиновники низших разрядов) и «новый» (условно называемый «офисной молодёжью»), ценностные установки которых всё более расходятся. Присутствует и рост «догоняющей бедности» за счёт групп населения, занятых в сельской культуре, образовании, здравоохранении. Однако одновременно с этим социологи постоянно отмечали, что бедность стала иной. Мнения специалистов Дальневосточного МИОНа и исследователей из Калининграда совпали: они дают прогноз превращения бедности из категории «социальной» в категорию «личностную». Иначе говоря, исчезает осознание самоидентификации «бедных» как принадлежности к определённой социальной группе. Это значительно снижает вероятность массовых протестов и обесценивает катастрофические прогнозы оппозиционных политиков. Один из участников отметил любопытную закономерность в политических предвидениях «катастрофической школы». Говоря о неизбежности массовых протестов или бунтов, «предсказатели» всё время относят их дальше и дальше по временной шкале. Сначала предсказывали массовые уличные бунты на начало прошлого года, связывая их с «монетизацией льгот», затем на весну, говоря об увеличении квартплаты и тарифов, затем на начало отопительного сезона, предсказывая общий крах ЖКХ, теперь они связывают свои надежды с выборами в Думу. А прогнозы всё не сбываются и не сбываются!
Конечно, картину, нарисованную региональными исследователями, нельзя назвать благостной, но социологи, экономисты и политологи практически единодушно заключили, что «основным трендом, несмотря на многочисленные вызовы и риски, является тренд модернизационный». Иначе говоря, идёт сложная, тяжёлая, но всё-таки адаптация большинства населения страны к рыночным преобразованиям. Быстрее всего этот процесс идёт в Калининграде, где, по выборке культурологов, молодёжь региона, не отделяя себя от России, всё-таки идентифицирует себя как «европейцев» и не мыслит будущего страны вне демократии и свободы передвижений и 40% представителей старшего поколения вполне разделяют эти установки.
По мнению Джон Литвака, ведущего эксперта Всемирного банка по России, магистральным путём развития нашей экономики может быть только инновационный, связанный с её децентрализацией, а ключ к успеху этой модели — значительные экономические полномочия регионов, которые должны конкурировать друг с другом за привлечение ресурсов и инвестиций. Однако, соглашаясь с выводом экспертов Всемирного банка, российские эксперты отмечают колоссальные отличия российских регионов друг от друга. Так, директор бюро «Финэкспертиза» Агван Микаэлян считает, что «поставить их (регионы) рядом конкурировать за инвестиции — значит заведомо вычеркнуть слабых. Идеальный вариант — делать медленные шаги к децентрализации, оставляя госконтроль и систему дотирования, одновременно проводя серьёзнейшие инфраструктурные изменения в дотационных регионах».
Сегодня работа над сценарием «Будущее России» продолжается. А вот вопрос, хватит ли ресурсов для его реализации, остаётся открытым…