издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Царство красоты

  • Автор: Светлана ЮРОВСКАЯ, преподаватель музыки

Пронеслись новогодние праздники, и мы перешагнули очередной рубеж. Для музыкантов ушедший 2006 год стал эпохальным - весь музыкальный мир отмечал 250-летие со дня рождения великого австрийского маэстро Вольфганга Амадея Моцарта, представителя венской классической школы, музыканта универсального дарования, проявившегося в необычайно раннем возрасте.

Композитор оставил после себя около 50 симфоний, фортепианные и скрипичные концерты, сонаты, ансамбли, инструментальные квартеты, квинтеты, песни.

Значение Моцарта как оперного композитора нисколько не уступает Моцарту-симфонисту. Свидетельство тому — 17 опер различных жанров, написанных на итальянские и немецкие тексты.

Известный критик 19 столетия А.Н. Серов писал, что герои опер Моцарта — это совершенно живые люди, с разнообразными до крайности характерами, с тонкими, индивидуальными чертами этих характеров, которые композитор очень точно передаёт через яркие музыкальные характеристики, что позволило опере стать высочайшим искусством.

Заметным событием, завершившим Год Моцарта в Иркутской областной филармонии, стал сольный концерт «VIVAT AMADEUS!» лауреата и дипломанта международных конкурсов Елены Самчук-Белькевич, партия фортепиано — заслуженный артист России Борис Изаксон.

Концерт, посвящённый 250-летию со дня рождения В.А.Моцарта, состоялся в органном зале филармонии.

Сольный концерт, представленный Еленой Самчук-Белькевич, — редкое явление на местной сцене. Очевидна цельность, монографичность и продуманность программы. Здесь исполнительница проявила себя как вдумчивый, с широким кругозором музыкант.

Нужно сказать, что исполнение произведений Моцарта — дело весьма не простое. При всей кажущейся лёгкости восприятия музыки в моцартовских творениях множество тончайших нюансов, прежде всего, с точки зрения художественной выразительности и стиля исполнения.

Певице удалось исполнить сложнейшие в техническом и художественном отношении арии из оперного репертуара композитора, требующие отличной вокальной техники, умения справляться с быстрыми темпами, владения кантиленой, инструментального стиля исполнения, эмоциональной отдачи.

Чего стоит только ария Фьерджилиджи из оперы «Так поступают все..» с её резкими регистровыми переходами, широкими интервалами, а также знаменитая «Аллилуйя», или ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» с её высокой тесситурой и виртуозной колоратурой.

Широта звуковысотного и творческого диапазона певицы Елены Самчук-Белькевич позволила исполнить две знаменитые арии Керубино из оперы «Свадьба Фигаро».

В программе, судя по сценическому образу, одна из песен Моцарта, «Предупреждение», была исполнена от лица юноши. Это очаровательная вокальная пьеса стала не столько интермедией между ариями, сколько самостоятельной сценкой, исполненной живого, типично моцартовского юмора, блистательно воплощённого певицей.

Чуткий аккомпанемент Бориса Изаксона немало способствовал успеху вечера. Пианист выступил не только в составе оперного оркестра, но и в качестве солиста исполнил финал одиннадцатой клавирной сонаты Моцарта — знаменитое «Турецкое рондо».

В завершение сольного концерта певицы прозвучал дуэт Дон-Жуана и Церлины из оперы «Дон-Жуан» (партия Дон-Жуана — Майдар Ауюш), который стал настоящей сценой обольщения, как и задумывалось композитором.

Таким образом, слушатели в тот вечер стали свидетелями некоего театрального действа. Несмотря на то, что все произведения исполнялись певицей на языке оригинала, публика с лёгкостью понимала характер представленных героев.

Эффект достигался благодаря единству вокально-технического и художественного мастерства певицы.

Богатая тембровая и вокально-интонационная палитра Елены, её артистизм, психологически точное воплощение каждого представленного ею образа, помогали вести за собой слушателя, вызывая горячий отклик у публики, не оставляя никого равнодушным. Концерт прошёл на одном дыхании.

Благодарность публики выражалась в бурных аплодисментах и овациях, а затем и в словах, занесённых в книгу отзывов.

«Слушая Елену Самчук-Белькевич, видишь на сцене не только певицу, но и замечательную артистку и музыканта».

«Вы великолепны! Просто королева!». Или, что не менее ценно: «Это настоящий Моцарт».

Итак, позади объявленный ЮНЕСКО Год Моцарта, а начало 2007 года ознаменовалось его очередным днём рождения. И мы в который раз, слушая музыку композитора, распахиваем окна в царство красоты, истины, гармонии… И говорим: «VIVAT AMADEUS!» — «Да здравствует Моцарт!»

НА СНИМКЕ: Елена Самчук-Белькевич

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры