Финансовый шлагбаум
В дорожной отрасли назрела необходимость радикальных реформ
Не секрет, что дорожное хозяйство Иркутской области развивается черепашьими темпами. Программа строительства дорог Приангарья на 2000 - 2010 годы выполнена лишь на 26-28 % от того, что в ней заложено. Причина лежит на поверхности - недофинансирование. О том, как изменить ситуацию, шёл разговор на первом в нынешнем году заседании Регионального совета Иркутской области, рассмотревшем вопрос «О состоянии и развитии дорожной инфраструктуры».
На сегодня протяжённость областных дорог составляет 11843 км, из них лишь 3690 км с твёрдым покрытием (асфальтобетон, бетон), остальные — в гравийном, щебёночном и грунтовом исполнении. Ещё 600 км — автозимники. Особенностью формирования дорожной сети Приангарья является то, что около 30% её строилось лесозаготовителями и уже изначально она не соответствовала по своим параметрам «дорогам общего пользования». Сегодня многие дороги находятся в аварийном состоянии.
На протяжении последних лет объёмы ввода сокращались до 40-50 км в год. Не стал исключением и 2006-й. В прошлом году на строительство и реконструкцию выделялось 230 млн. руб. из областного бюджета, 300 млн. руб. составили субсидии из федерального бюджета. Средства эти освоены, введено в эксплуатацию 33,9 км автомобильных дорог, из них 7 км с асфальтобетонным покрытием (Баяндай — Еланцы).
— Эта дорога обеспечивает кратчайший выход населённых пунктов Ольхонского района к федеральным магистралям Иркутск — Усть-Орда, М-53 и М-55 «Байкал», а также Транссибирской железнодорожной магистрали, — сказал заместитель главы областной администрации Анатолий Никитин. — Электроснабжение острова и прокладка дороги значительно повысили привлекательность территории для туристов и потенциальных инвесторов. В ближайшей перспективе количество приезжающих на Ольхон может вырасти с 25 до 150 тысяч человек в год.
На реконструкцию оставшихся 47 км дороги Еланцы — МРС разрабатывается проектно-сметная документация. Объём капитальных вложений на перевод гравийного покрытия в асфальтобетонное и доведение участка до нормативного составит около 800 млн. руб. Возрастает и потребность в переправе на остров через пролив Ольхонские ворота. Поэтому в помощь парому «Дорожник» запланировано строительство нового судна большой вместимости.
Программой социально-экономического развития области до 2010 года предусмотрено продолжение строительства и реконструкция участков дорог Звёздный — Ния, Таксимо — Бодайбо, Киренск — Небель, Тайшет — Чуна — Братск, Залари — Жигалово, Видим — Прибойный, Иркутск — Б. Голоустное, а также строительство мостового перехода через р. Лена у с. Пономарёво с вводом его в 2009 году. Нынче на строительство и реконструкцию дорожникам выделяется 292 млн. руб. из федерального и почти столько же из областного бюджетов.
Острейшая ситуация сложилась с ремонтом и содержанием дорог. В настоящее время на 10% гравийных участков дорожная одежда полностью изношена. И удивляться тут нечему. Согласно нормативным межремонтным срокам ежегодно подлежит ремонту без малого 1500 км дорог, мы же ремонтируем по 50-60 км, или 4% от требуемого.
В период между ремонтами нормативное состояние дорог должно обеспечиваться работами по содержанию. Средняя стоимость содержания 1 км дороги согласно расчётам Росавтодора 141 тыс. руб. в год, фактически выделяется в три раза меньше. В прошлом году в среднем на содержание 1 км израсходовано 56 тыс. руб. Отсюда бесконечно возрастающий недоремонт, перевод участков с асфальтобетонным покрытием в гравийные и далее — грунтовые.
— Некоторые участки дорог в северных регионах вообще перестали обслуживаться. Особенно острая ситуация сложилась в Ербогачёне. В докладе прозвучало, что на территории области проходит 600 км дорог-зимников. Хочу заметить, что только на одной территории нашего района их 1027 км, из них 301 км — дорога областного значения, остальные — муниципальные, — сказала в своём выступлении мэр Катангского района Галина Головченко. — В связи с отсутствием дорожной техники нас завалило снегом, дошло до того, что в отдалённые деревни не можем завезти ни продовольствие, ни топливо. Прошу предусмотреть выделение дорожной техники в регионы, где нет никаких дорожных служб.
— Крайне неудовлетворительно содержатся дороги и в нашем районе, — поддержал коллегу мэр Бодайбинского района Александр Абраменко. — На ремонт 200-километрового участка Кропоткин — Перевоз три года дорожная служба не выделяла ни рубля. Сегодня туда нет проезда. В январе четырежды закрывалась дорога через перевал, ведущая в посёлок Маракан. Два года как дорожная служба сняла с перевала пост, технику. За год лишь два раза (весной и осенью) прошёл грейдер по дороге от Бодайбо до Кропоткина. Администрация завалена жалобами, но я бессилен повлиять на ситуацию.
На вопрос, можно ли привлечь к обслуживанию участков альтернативные структуры, А. Абраменко ответил утвердительно:
— Можно сделать это силами промышленников, которые много помогают в решении дорожных проблем. Но дорожная служба взяла на обслуживание все 600 км дороги и привлечение субподрядных организаций не допускает.
Добавим, не только это является помехой альтернативному обслуживанию. Как заметил и.о. директора дорожной службы Иркутской области Виктор Бушуев, частники в эту сферу идут неохотно, так как содержание дорог общего пользования обходится дорого, а деньги на него выделяются мизерные.
Не удовлетворяет и состояние федеральных дорог. 55,8 км Московского тракта всё ещё остаются с переходным типом покрытия (щебёночное, гравийное). Дорога проходит по уличной сети городов и сёл, что серьёзно замедляет движение транспорта. Вселяет надежды разработанная Росавтодором программа работ по строительству и реконструкции дорог, в которой на 2008-2009 гг. предусмотрено сооружение обхода Иркутска.
По информации А. Никитина, в настоящее время на федеральном уровне решаются вопросы реформирования дорожной отрасли и обеспечения устойчивого финансирования дорожного хозяйства. По поручению президента РФ разрабатывается проект Федерального закона «Об автомобильных дорогах Российской Федерации», в апреле планируется утвердить нормативы денежных затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения с рекомендацией их применения на региональном уровне.
Дороги — это наше общенациональное достояние, и пора ими заниматься всерьёз. Сегодня крайне нужна нормативно-правовая база, которая определит статус дорог, собственника, систему управления и ответственность за содержание, сохранение и использование дорог. Хорошая дорога — это не только хорошее настроение, но и приличная экономия средств, которых сегодня ни на что не хватает.
Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА